Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск










Гуманизация – сущность образовательного процесса между учителем и учеником


          Современные тенденции развития образования Скачать архив zip Размер 10 kb

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.

В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы "опредмечивания" (субъект воплощает свои замыслы) и "распредмечивания" (субъект овладевает качествами объекта деятельности).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы.

Традиционная парадигма Гуманистическая парадигма

Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований – главное в твоей работе.

Умело управляй коллективом – это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.

Ты – хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.

Учёба – главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик – хороший ребёнок, плохой ученик – плохой ребёнок.

На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается – нарушитель, накажи его. За неправильный ответ – накажи. За подсказку – накажи, за опоздание – накажи. За крик, бег, нарушение формы – накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся - накажи всех. Родители – твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители – одна сила.

Хорошо учиться – это значит хорошо выполнять твои задания. Ты – образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки – образец. Если ты потеряешь лидерство – ты больше не учитель.

Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним.

Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам.

Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило – у него была причина это сделать.

Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений – простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил – знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану – он принадлежит только тебе.

Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял.

Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.

Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках.

Не ошибается он, а ищет свой путь.

Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель – ученик" – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:

  • создание отношений доверия между учителем и учащимися;
  • обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • актуализация мотивационных ресурсов учения;
  • развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
  • помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

  • "открытость" учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
  • выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть "педагогическим оптимизмом", "опорой на дополнительные качества воспитанника";
  • видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это – так называемое "эмпатическое понимание", которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого-педагога К. Роджерса, "постоять в чужих туфлях", посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей.

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.








Сайт управляется системой uCoz