Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск










Дистанционное обучение


Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Аннотированный список российских сайтов, предлагающих дистанционные курсы и программы в системе повышения квалификации и дополнительного образования

Глоссарий

Термины, связанные с дистанционным обучением.

Возможности дистанционного образования для школьников.

Возможности дистанционного образования для учителей.

Дистанционное образование имеет свои преимущества и возможности: более гибкие условия образования для детей одарённых, "трудных", с индивидуальными особенностями.

Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высоко квалифицированных специалистов.

По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, ещё столько же - очным, а остальное время - самообразованию. В этих условиях важно, чтобы дистанционное обучение не оказалось простой передачей информации и общением ученика с компьютером.

Целевые ориентации

  • Личностная самореализация и творческое развитие учеников и педагогов в виртуальном образовательном пространстве, создаваемом в результате организованного дистанционного взаимодействия.
  • Расширение внутреннего мира обучающегося человека, вселение в реальный и виртуальный окружающий мир со своей личностной и культурологической позицией.
  • Разработка и реализация технологических решений для распределённого дистанционного обучения, в котором удалённые друг от друга учащиеся и педагоги осуществляют учебный процесс с помощью телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

Концептуальные положения

  • Личностная ориентация. Дистанционные формы занятий, какими бы массовыми они ни были, направлены на выявление индивидуальных способностей учащихся или педагогов, развитие их личностного мировоззрения в противоположность "уединю знаний" или поиску в Сети готовой информации.
  • Творческий характер технологии. Система организации дистанционного взаимодействия удалённых друг от друга субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий для продуктивной творческой деятельности, создание учащимися собственных творческих работ в изучаемых областях, использование ими информационных технологий для обсуждения достигнутых результатов.
  • Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соответствующие соотношения его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой очным и удаленными педагогами.
  • Открытость учебного процесса. Взаимодействие с удалёнными людьми и образовательными массивами развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые являются условием жизни в современном обществе.
  • Интеграция продуктивной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности. Чем более интегративной оказывается связь данных видов деятельности в дистанционном обучении, тем более комплексными оказываются образовательные приращения у ученика.
  • Соответствие содержания, целей и педагогических задач ведущим техническим средствам, телекоммуникационным и информационным технологиям. Особенности каждого компьютерного средства (электронная почта, Всемирная паутина, чат, веб-форумы, видеоконференции, ICQ и др.) учитываются при разработке форм и методов дистанционных занятий.

Особенности содержания

Открытость содержания образования в дистанционном обучении, формы его представления, размещения и структурирования имеют существенные отличия от очных аналогов. Сеть Интернет позволяет использовать данные, у которых нет единого информационного источника, например, учебника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний.

Главным компонентом содержания дистанционного образования предстаёт технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий, веб-форумов.

В дистанционном обучении меняются характеристики творческого процесса: новая форма текста (html-формат), новая форма представления информации текст). Размещение творческого продукта ученика на сервере, представление его в дистанционных телеконференциях помогают учащимся вырабатывать ответственность за конечный результат деятельности.

Формами представления внешнего содержания образования выступа электронные учебники, веб-квесты и образовательные сайты.

Электронный учебник выполняется с использованием гиперссылок, анимации, интерактивных заданий, мультимедийных средств. Учитель и ученик могут добавлять к электронному учебнику свежие данные, свои комментарии, с помощью поисковых систем в электронной библиотеке легко отыскать нужную информацию: понятие, закон, имя.

Веб-квестами называются страницы по определённой теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на веб-сервере реально действующих обсерваторий, библиотек научно-исследовательских институтов, космических организаций.

Характерной тенденцией технологии организации дистанционной деятельности учащихся становится переход от статичных электронных учебных пособий к интерактивным веб-сайтам.

Особенности организации

В структуре дистанционных занятий основными элементами являются личностное целеполагание учеников, работа по корректировке данных целей, продуктивная сетевая деятельность, рефлексия как новый этап дальнейшего обучения.

Создание "дистанционными учащимися" собственной образовательной продукции решает задачи мотивации обучения в дистантном режиме, включает их в деятельность по конструированию учебных целей и их достижению.

Формы дистанционной деятельности могут быть разнообразны. Дистанционные эвристические олимпиады. Их главная цель - творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по разовым номинациям с открытыми заданиями.

Дистанционные проекты креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для решения творческих задач, например, создание и описание своего виртуального жилища, составление гипертекстового генеалогического древа своего рода, исследование необычных явлений природы, общества, человека.

Дистанционные курсы проводятся по оргдеятельностной методике для школьников и педагогов. Их цель - развить креативное мышление.

Выбор учеником дистанционного курса, отвечающего его целям обучения, гибкость выполнения учебных заданий во времени, использование компьютерных технологий (локальные сети, веб-страницы, цифровые аудио- и видеопередатчики и т.п.) - стимулируют активность ученика, помогают перевести начальные мотивы деятельности (освоение компьютера, получение информации в Сети, спонтанное общение в чате) в образовательные цели и задачи.

Методические аспекты. Использование открытых заданий эвристического типа позволяет учащимся проявить свои творческие и изобретательские способности с помощью дистантных телекоммуникаций.

Совместная творческая деятельность удалённых друг от друга учащихся и педагогов включает учебно-творческую, коммуникативную и организационно-техническую составляющие, появляющиеся благодаря интерактивным возможностям сети Интернет.

Рефлексия как способ получения учащимися внутреннего образовательного продукта осуществляется на всех этапах деятельности учащихся как асинхронно с помощью электронной почты, так и синхронно в режиме одновременного (он-лайн) подключения к сети Интернет.

(Г. К. Селевко, "Энциклопедия образовательных технологий", 2 т., М.: НИИ школьных технологий, 2006)

В России есть несколько десятков учреждений высшего и среднего образования, использующих технологии дистанционного обучения.








Сайт управляется системой uCoz