Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Приёмы гуманно-личностного воспитания

Пять глаголов личностного подхода (по Е.Н. Ильину)

Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!

Десять заповедей воспитателя (по Ш.А. Амонашвили)

  • В гуманистическом обществе воспитание может быть только гумани¬стическим. Главный принцип такого воспитания — расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощни¬ком в своём же воспитании.
  • Общение — суть жизни людей. Главный метод гуманистического вос¬питания — доставить ребёнку радость общения с нами: радость совместно¬го познания, совместного труда, игры, отдыха.
  • Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрос¬лых — это среда, в которой формируется личность человека будущего. По¬этому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стре¬мимся вселить в ребёнка. Воспитатели 80-х годов должны представлять со¬бой людей XXI века.
  • Вера человека в людей, в собственные жизненные позиции — это пер¬вооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения лично¬сти. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребёнке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.
  • Современное цивилизованное об¬щество — это общество социальной спра¬ведливости. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к лич¬ности каждого ребёнка, должен форми¬ровать у него чувство заботы о товари¬щах, близких, о людях вообще.
  • Человек может проявлять и разви¬вать в себе все свои способности и даро¬вания и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвы¬шают и не унижают. Так ребёнок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живёт.
  • Ребёнок — импульсивное сущест¬во, ему трудно понять нас. Это мы, воспи¬татели, обязаны понимать ребёнка и стро¬ить наши воспитательные планы с учётом движений его души.
  • Воспитание — скрытый и длитель¬ный процесс, и поэтому мы должны про¬являть проницательность, последова¬тельность и терпение во всех конкретных случаях решения воспита¬тельных задач.
  • Воспитателями должны руково¬дить чуткость, отзывчивость, доброта ду¬ши, любовь, нежность, непосредствен¬ность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Всё это должно сочетаться с требовательно¬стью к самому себе и к ребёнку, с чувст¬вом ответственности перед подрастаю¬щим поколением, с заботой о будущем Родины.
  • Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ре¬бёнка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмеш¬ка, грубость, угроза, принуждение.
Отдавай детям сердце (по В.А. Сухомлинскому)

  • Гуманистическое начало в воспи¬тании есть важнейший элемент педагоги¬ческой культуры учителя.
  • Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит де¬тей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу дет¬ские радости и горести, знает душу ребён¬ка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком.
  • Воспитание — это постоянное ду¬ховное общение учителя и ученика. Надо встречаться с учеником как с другом, еди¬номышленником, переживать вместе с ним радость побед и горечь утрат.
  • Каждый ребёнок — это совершенно особый, уникальный мир — ЛИЧНОСТЬ.
  • Без самоуважения нет нравствен¬ной чистоты и духовного богатства лично¬сти. Но чтобы воспитать в развивающем¬ся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человече¬скую личность в своём питомце.
  • Задача воспитателя — заметить в каждом учащемся все наилучшее, раз¬вивать его, не ограничивая это наилуч¬шее рамками школьных программ, по¬ощряя самостоятельную работу и творчество.
  • Школа должна возвращать детст¬во тем, кто в семье лишён его.
  • Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ре¬бёнка, а в том, чтобы не допускать их, предупреждая необходимость перевос¬питания.
  • Быть воспитателем — значит быть человековедом, значит видеть, как ребё¬нок познаёт добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человеч¬ность.
  • Гуманность — это" не только ров¬ный, сдержанный тон и тем более не под¬креплённый умилением либерализм. Подлинный воспитатель — всегда чело¬век широкого эмоционального диапазо¬на: он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Ес¬ли дети чувствуют в этих человеческих страстях учителя правдивость и искрен¬ность — это и есть настоящие доброта и гуманность.
  • Забота о человеке — это важней¬ший труд воспитателя. От здоровья, жиз¬нерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умст¬венное развитие, прочность знаний, ве¬ра в свои силы.
  • Учение должно быть трудным, ка¬ждая работа должна представлять собой продвижение вперёд. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гор¬дым взлетом птицы, для чего нужно обес¬печить ребёнку эмоциональный подъём, веру в свои силы, товарищескую под¬держку.
  • Урок — это совместный труд де¬тей и педагога, успех этого труда опре¬деляется в первую очередь теми взаи¬моотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися.
  • Все наши замыслы превращают¬ся в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей ин¬тересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
  • Беречь в детях огонек пытливо¬сти, любознательности, жажду знаний.
  • Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.
  • Прежде чем давать знания, надо научить ребёнка воспринимать, наблюдать, думать.
  • . Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.
  • . Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
  • Духовное развитие ребёнка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.

Реализация учителем личностного подхода (по Г.К. Селевко — Н.К. Тихомировой)

  • Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
  • Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
  • Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерб личному достоинству ребёнка.
  • Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.
  • Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окру¬жающих, развивать сознание причастно¬сти к своему коллективу и к социальному целому.
  • Завоёвывать уважение и дове¬рие учеников, для чего относиться к се¬бе самому как к личности и быть лич¬ностью.

Заповеди педагогического коллектива школы № 825 г. Москвы (по В.А. Караковскому)

  • Школа— твой родной дом. Доро¬жи крышей дома своего, даже если она протекает.
  • Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами улы¬бок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
  • Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге глав¬ное— начинка. Пирожки с дурной начин¬кой или пирожки ни с чем — это обман и халтура.
  • Говори, что знаешь, делай, что уме¬ешь. При этом помни, что знать и уметь больше — никому не вредно.
  • Школьное дело — это и наука, и искусство, и художественная самодея¬тельность. Сегодня даже в самодеятель¬ности превыше всего ценится профес¬сионализм.
  • Не чувствуешь любви к детям —си¬ди смирно. Право голоса у нас имеет толь¬ко настоящий друг детей.
  • Помни, что администрация —друг человека. Копая, она ищет свежий живи¬тельный источник. Не плюй в колодец — пригодится... Этим семи заповедям соответству¬ют семь добродетелей, которые должен воспитать в себе учитель: верность коллективу, добронравие, честное от¬ношение к делу, высокий профессио¬нализм, стремление к совершенству, любовь к детям, уважение к админист¬рации.

«Прошу считать меня человеком» (по С.Л. Соловейчику) Оригинальной формулировкой требова¬ний личностного подхода могут быть об¬ращения к учителю от лица учащихся. Учителя! Прошу считать меня челове¬ком и

  • верить в меня;
  • надеяться на меня;
  • понимать меня;
  • любить меня;
  • быть великодушным со мной;
  • не пользоваться мною в своих целях;
  • не бояться за меня, как за маленького;
  • терпеть меня.

Личностный подход в жизни ребёнка (из практики летних лагерей Канады)

  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
  • Если ребёнка поддерживают, он учится уважать и ценить себя.
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасно¬сти, он учится верить в людей.
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребёнка высмеивают, он ста¬новится замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности,

Педагогическая техника № 5 2007 г.



Сайт управляется системой uCoz