Приёмы гуманно-личностного воспитания
Пять глаголов личностного подхода (по Е.Н. Ильину)
Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!
Десять заповедей воспитателя (по Ш.А. Амонашвили)
- В гуманистическом обществе воспитание может быть только гумани¬стическим. Главный принцип такого воспитания — расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощни¬ком в своём же воспитании.
- Общение — суть жизни людей. Главный метод гуманистического вос¬питания — доставить ребёнку радость общения с нами: радость совместно¬го познания, совместного труда, игры, отдыха.
- Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрос¬лых — это среда, в которой формируется личность человека будущего. По¬этому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стре¬мимся вселить в ребёнка. Воспитатели 80-х годов должны представлять со¬бой людей XXI века.
- Вера человека в людей, в собственные жизненные позиции — это пер¬вооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения лично¬сти. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребёнке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.
- Современное цивилизованное об¬щество — это общество социальной спра¬ведливости. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к лич¬ности каждого ребёнка, должен форми¬ровать у него чувство заботы о товари¬щах, близких, о людях вообще.
- Человек может проявлять и разви¬вать в себе все свои способности и даро¬вания и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвы¬шают и не унижают. Так ребёнок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живёт.
- Ребёнок — импульсивное сущест¬во, ему трудно понять нас. Это мы, воспи¬татели, обязаны понимать ребёнка и стро¬ить наши воспитательные планы с учётом движений его души.
- Воспитание — скрытый и длитель¬ный процесс, и поэтому мы должны про¬являть проницательность, последова¬тельность и терпение во всех конкретных случаях решения воспита¬тельных задач.
- Воспитателями должны руково¬дить чуткость, отзывчивость, доброта ду¬ши, любовь, нежность, непосредствен¬ность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Всё это должно сочетаться с требовательно¬стью к самому себе и к ребёнку, с чувст¬вом ответственности перед подрастаю¬щим поколением, с заботой о будущем Родины.
- Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ре¬бёнка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмеш¬ка, грубость, угроза, принуждение.
Отдавай детям сердце (по В.А. Сухомлинскому)
- Гуманистическое начало в воспи¬тании есть важнейший элемент педагоги¬ческой культуры учителя.
- Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит де¬тей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу дет¬ские радости и горести, знает душу ребён¬ка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком.
- Воспитание — это постоянное ду¬ховное общение учителя и ученика. Надо встречаться с учеником как с другом, еди¬номышленником, переживать вместе с ним радость побед и горечь утрат.
- Каждый ребёнок — это совершенно особый, уникальный мир — ЛИЧНОСТЬ.
- Без самоуважения нет нравствен¬ной чистоты и духовного богатства лично¬сти. Но чтобы воспитать в развивающем¬ся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человече¬скую личность в своём питомце.
- Задача воспитателя — заметить в каждом учащемся все наилучшее, раз¬вивать его, не ограничивая это наилуч¬шее рамками школьных программ, по¬ощряя самостоятельную работу и творчество.
- Школа должна возвращать детст¬во тем, кто в семье лишён его.
- Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ре¬бёнка, а в том, чтобы не допускать их, предупреждая необходимость перевос¬питания.
- Быть воспитателем — значит быть человековедом, значит видеть, как ребё¬нок познаёт добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человеч¬ность.
- Гуманность — это" не только ров¬ный, сдержанный тон и тем более не под¬креплённый умилением либерализм. Подлинный воспитатель — всегда чело¬век широкого эмоционального диапазо¬на: он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Ес¬ли дети чувствуют в этих человеческих страстях учителя правдивость и искрен¬ность — это и есть настоящие доброта и гуманность.
- Забота о человеке — это важней¬ший труд воспитателя. От здоровья, жиз¬нерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умст¬венное развитие, прочность знаний, ве¬ра в свои силы.
- Учение должно быть трудным, ка¬ждая работа должна представлять собой продвижение вперёд. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гор¬дым взлетом птицы, для чего нужно обес¬печить ребёнку эмоциональный подъём, веру в свои силы, товарищескую под¬держку.
- Урок — это совместный труд де¬тей и педагога, успех этого труда опре¬деляется в первую очередь теми взаи¬моотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися.
- Все наши замыслы превращают¬ся в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей ин¬тересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
- Беречь в детях огонек пытливо¬сти, любознательности, жажду знаний.
- Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.
- Прежде чем давать знания, надо научить ребёнка воспринимать, наблюдать, думать.
- . Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.
- . Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
- Духовное развитие ребёнка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.
Реализация учителем личностного подхода (по Г.К. Селевко — Н.К. Тихомировой)
- Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
- Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерб личному достоинству ребёнка.
- Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окру¬жающих, развивать сознание причастно¬сти к своему коллективу и к социальному целому.
- Завоёвывать уважение и дове¬рие учеников, для чего относиться к се¬бе самому как к личности и быть лич¬ностью.
Заповеди педагогического коллектива школы № 825 г. Москвы
(по В.А. Караковскому)
- Школа— твой родной дом. Доро¬жи крышей дома своего, даже если она протекает.
- Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами улы¬бок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
- Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге глав¬ное— начинка. Пирожки с дурной начин¬кой или пирожки ни с чем — это обман и халтура.
- Говори, что знаешь, делай, что уме¬ешь. При этом помни, что знать и уметь больше — никому не вредно.
- Школьное дело — это и наука, и искусство, и художественная самодея¬тельность. Сегодня даже в самодеятель¬ности превыше всего ценится профес¬сионализм.
- Не чувствуешь любви к детям —си¬ди смирно. Право голоса у нас имеет толь¬ко настоящий друг детей.
- Помни, что администрация —друг человека. Копая, она ищет свежий живи¬тельный источник. Не плюй в колодец — пригодится...
Этим семи заповедям соответству¬ют семь добродетелей, которые должен воспитать в себе учитель: верность коллективу, добронравие, честное от¬ношение к делу, высокий профессио¬нализм, стремление к совершенству, любовь к детям, уважение к админист¬рации.
«Прошу считать меня человеком»
(по С.Л. Соловейчику)
Оригинальной формулировкой требова¬ний личностного подхода могут быть об¬ращения к учителю от лица учащихся.
Учителя! Прошу считать меня челове¬ком и
- верить в меня;
- надеяться на меня;
- понимать меня;
- любить меня;
- быть великодушным со мной;
- не пользоваться мною в своих целях;
- не бояться за меня, как за маленького;
- терпеть меня.
Личностный подход в жизни ребёнка (из практики летних лагерей Канады)
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
- Если ребёнка поддерживают, он учится уважать и ценить себя.
- Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребёнок живёт в безопасно¬сти, он учится верить в людей.
- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребёнка высмеивают, он ста¬новится замкнутым.
- Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности,
Педагогическая техника № 5 2007 г.
|