Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Критерии эффективности воспитательного процесса


Та школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа - это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное - опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.

Главное понятие педагогики - воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория - воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье "Ответственность школы за воспитание детей" предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

  1. Воспитание - это органическая часть целостного "образования личности", оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

  2. Процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

  3. "Реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

  4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

  5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

  6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

  7. Коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых.

Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы - дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике.



Сайт управляется системой uCoz