Функции и содержание работы классного руководителя
Функции классного руководителя определяются не¬обходимостью создания условий для успешной жиз¬недеятельности учащихся класса, содействия их раз¬ностороннему развитию, духовному становлению, пос¬тижению смысла жизни. Исходя из этого, классный ру¬ководитель выполняет аналитическую, прогностичес¬кую, организационно-координирующую и коммуника¬тивную функции.
Аналитическая функция
- Получение и обработка информации о каждом уче¬нике, его психофизическом развитии, социальном ок¬ружении, семейных обстоятельствах.
- Изучение и анализ развития личности ребенка и уче¬нического коллектива.
- Анализ и оценка уровня воспитанности школьни¬ков.
- Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с клас¬сом.
- Изучение и анализ воспитательных влияний окружа¬ющей среды на учащихся класса.
Прогностическая функция
- Предвидение результатов воспитательного воздейс¬твия на школьников.
- Прогнозирование уровней индивидуального разви¬тия учащихся.
- Прогнозирование хода формирования классного кол¬лектива, его деятельности.
- Построение модели системы воспитательной рабо¬ты в классе.
- Планирование воспитательной работы в классе.
Организационно-координирующая функция
- Помощь и сотрудничество в планировании и орга¬низации общественно значимой разнообразной де¬ятельности детей.
- Помощь школьникам в организации учебной де¬ятельности.
- Организация деятельности органов детского са¬моуправления класса, развитие классного самоуп¬равления с целью привития навыков самоорганиза¬ции, ответственности, готовности и умения прини¬мать решения.
- Содействие в получении школьниками дополнитель¬ного образования через систему кружков, секций, сту¬дий и т.п.
- Создание условий для самовоспитания и самораз¬вития личности учащегося.
- Совместное со школьным психологом психологичес¬кое просвещение школьников.
- Организация взаимодействия с семьями учащихся.
- Защита прав и свобод школьников.
- Организация взаимодействия с учителями-предмет¬никами, школьным психологом, социальным педаго¬гом, педагогом-организатором, библиотекарем, ме¬дицинским работником школы.
- Организация партнерских отношений с различными общественными организациями, учреждениями соци¬альной сферы.
- Стимулирование творческой, инновационной де¬ятельности учащихся, их родителей и педагогов, ра¬ботающих с классом.
- Участие в работе педагогического совета и совеща¬ний педагогического коллектива.
- Содействие профессиональному самоопределению выпускников.
- Организация внеурочных мероприятий.
- Организация питания, дежурства по классу и школе, летней трудовой практики.
- Ведение документации класса (классного журнала, документации по учету посещаемости, личных дел уча¬щихся, плана работы классного руководителя).
- Участие в создании оптимальных материально-бы¬товых условий для развития школьников, их творчес¬кой активности.
Коммуникативная функция
- Помощь в установлении и регулировании межличност¬ных отношений в детской и подростковой среде.
- Содействие в построении оптимальных взаимоотно¬шений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик».
- Помощь учащимся в установлении отношений с ок¬ружающими людьми, социумом.
- Коррекция поведения школьников.
- Содействие в установлении и поддержании благо¬приятного психологического климата в коллективе.
|