Анализ внеклассного мероприятия
Юрии Самсонов,
доктор
педагогических наук, профессор,
Татьяна Тучкова,
преподаватель Липецкого Центра образования
Примерная схема анализа внеклассного мероприятия
- Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит.
Цель занятия.
Возраст учащихся: класс, группа.
Место проведения.
От кого исходит ини¬циатива проведения мероприятия?
Структура мероприятия (начало, куль¬минация, завершение).
- Своеобразие мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуциро¬вание национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.).
- Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: ра¬дости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состо¬яние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовы¬ражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
- Конкретная обстановка проведения мероприятия: обстановка помеще¬ния; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспита¬тельного воздействия?
- В какой степени и при помощи каких средств информированы школьни¬ки о занятии?
В чём выразилась их общая и индивидуальная подготовка к этому занятию?
Как был учтён возраст детей?
- Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой пси¬хологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
- Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
- Какими приёмами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравст¬венное значение?
- Как и какими приёмами осуществлялось воздействие на чувства?
Какие чувства были активизированы, в чём нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
- Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на воспи¬тательном занятии?
- Как была организована концовка занятия?
В чём психологическое значение такой организации?
Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
- Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
- Тема занятия и её педагогическое обоснование.
- Цели и задачи проводимой работы.
- Организация подготовки учащихся: степень участия, наглядное оформле¬ние; использование технических средств.
- Содержание и методика проведения занятия:
- соответствие содержания занятия поставленной цели,
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность: интерес учащихся к занятию; их ак¬тивность;
- приёмы и методы, использованные на занятии; их соответствие воз¬растным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
- Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убеждённость, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
- Педагогическая ценность занятия.
- Как будет учтён опыт этого занятия в дальнейшей работе?
Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
- Конкретность задач (целей) мероприятия, их соответствие возрастным и культурным особенностям ребят; адекватное восприятие этих задач и «арти¬стами», и зрителями.
- Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и ви¬дов), предназначенных для подростков при:
- прослушивании музыки;
- восприятии живописи,
- наблюдении за танцорами и т. д.
Количественное соотношение произведений-образцов с особенностя¬ми восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эс¬тетическому и культурному уровню участников.
- Характер условий для самореализации детей в различных видах и жанрах эстетической деятельности.
- Характер обсуждения проблем, связанных с произведениями-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту участников, возмож¬ность выражения ими своих мыслей и чувств.
- . Развитие подростков в различных аспектах:
- в интеллектуальном;
- в эмоциональном;
- в художественно-эстетическом.
- Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
- Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса подростков.
Сельская школа 2/2008
Сайт управляется системой uCoz
|