Межшкольный методический центр
|
||
Глоссарий передового опытаАктуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними. Аттестация учителей – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Вербальная информация – (лат. verbalis – словесный) информация, данная в устной, словесной форме (в отличие от документальной, зафиксированной на каком либо носителе). Внедрение опыта – система мер директивного характера, обеспечивающая обязательное применение новшества всеми членами педагогического коллектива. Воспроизводимость – (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности. Глоссарий – (греч. glossa – язык) словарь, раскрывающий смысл использованных терминов (дескрипторов). Диагностирование – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Дидактика – (греч. didakticos – получающий, относящийся к обучению) теория обучения, отрасль педагогики. Закономерность педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Зафиксированный педагогический опыт – сообщение о деятельности педагогов и ее результатах, содержащиеся в личных записях учителя или руководителя школы, тезисах или докладах на совещаниях различного уровня, материалах школьных методкабинетов, районных (городских) управлений образованием, картотек передового педагогического опыта, курсовых и практических работ слушателей СПК Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Информационные технологии обучения – технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Инноватика педагогическая – отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, методы и средства. Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновация педагогическая классифицируется по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций педагогических), системные (полная реконструкция системы как целого);– единичные и диффузные; по источнику возникновения по масштабу использования – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – унифицированный вид информационной карточки, содержащий лаконизированное сообщение о педагогическом опыте или результатах научных исследований, размещаемое в одном кадре персонального компьютера или на материальном носителе установленного формата. Использование педагогического опыта – заимствование и реализация практических находок, осуществляемые исключительно по инициативе самого пользователя. Картотека передового педагогического опыта – упорядоченное множество унифицированных носителей информации (карточек), отражающих педагогические достижения школы, района или области. Коллективный педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива. Комплексный (цельный) педагогический опыт – совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, используемых при проектировании и реализации целостного педагогического процесса. Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований. Мастерство – глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью: комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Модель (лат. modulus – мера, образец): 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности Незафиксированный педагогический опыт - совокупность профессионально значимых качеств, технологических приемов и методов, возникающих и формирующихся в ходе педагогического процесса или управления им и не нашедших отражения в письменном виде. Неопубликованный педагогический опыт - совокупность профессионально значимых качеств, технологических приемов и методов, возникающих и формирующихся в ходе педагогического процесса или управления им и не нашедших отражения в средствах массовой информации. Новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Новизна – свойство информации, определяющее количество пригодной для использования неустаревшей информации. Обобщение – одна из основных характеристик познавательных пржцессов, состоящая в выделении и фиксировании относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Обобщение педагогического опыта – выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и составления отдельных фактов, явлений. Обработка информации – процесс преобразования информации без изменения ее качества. Виды обработки информации: регистрация, классификация, систематизация. Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенных уровня и направленности. Опубликованный педагогический опыт – сообщение о деятельности и достижениях передовых коллективов или отдельных учителей, содержащаяся в материалах средств массовой информации. Опыт педагогический – а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения; б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики. Отрицательный (негативный) педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате ошибочной некорректной деятельности педагога, приводящая к рассогласованию намеченных целей и достигнутых результатов обучения, воспитания или развития. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Педагогический анализ – условное расчленение педагогических явлений на составляющие элементы с целью их рассмотрения в «крупном плане» и определения их свойств. Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. Передовой педагогический опыт – опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов. Переработка информации - процесс преобразования информации с изменением ее качества, приводящий к получению новой информации. Поток информационный – динамическое состояние вербальной или документальной (зафиксированной) информации. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода. Пропаганда (распространение) передового педагогического опыта – система организационно-педагогических мероприятий по распространению информации о лучших образцах педагогической деятельности. Система педагогическая – определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). Для о. характерны перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений. Опыт педагогический – 1) творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). 2) дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты». Педагогическая технология (любая) – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование Технология педагогическая – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструктированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. |