Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе
Критерии положительного педагогического опыта воспитательной работы
Критерии положительного педагогического опыта
|
Характеристика критериев
|
1. Актуальность
|
Соответствие:
- социальному заказу государства, общества,
- концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,
- идеям современной педагогической науки,
- передовой практике воспитательной работы.
|
2. Значимость
|
Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий
специалистов, типов учреждений, регионов; решать задачи воспитательной работы,
вытекающие из социального заказа государства, общества в области воспитания,
интересов личности учащегося.
|
3. Научная обоснованность
|
Соответствие практической деятельности положениям современной науки в области
воспитания.
|
4. Эффективность
|
Позитивные качественные результаты использования в практике воспитательной
работы ( по данным мониторинга).
|
5. Новизна
|
Отсутствие аналогов в практике воспитательной работы.
|
6. Стабильность
|
Использование опыта дает на протяжении определенного времени положительные
результаты.
|
7. Рациональность
|
Опыт должен предполагать наименьшие затраты сил при наибольшем эффекте.
|
8. Воспроизводимость
|
Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике воспитательной
работы.
|
9. Креативность
|
Наличие атмосферы творчества, радости, подъема.
|
Алгоритм изучения и обобщения положительного педагогического опыта
воспитательной работы:
-
Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы,
приложение №1), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности.
-
Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения.
-
Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной
теме.
-
Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта:
-
выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам,
которые определены при организации данной деятельности,
-
определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой
базы, регламентирующей воспитательную работу,
-
определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной
деятельности,
-
соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки
и передовой практики,
-
выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта,
-
выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике
воспитательной работе,
-
выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование
личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы,
-
определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи.
-
Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую
деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические
карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме,
изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания.
-
Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на
заседании методического (педагогического) совета.
Порядок проведения работ по описанию положительного педагогического опыта:
-
Подготовка аннотированного перечня нормативно-правовой документации по данной
проблеме.
-
Анализ литературы по данной проблеме.
-
Анализ практического опыта по данной тематике.
-
Обоснование необходимости обобщения педагогического опыта, (опираясь на
результаты мониторинга), новизну педагогических технологий, их рациональность,
приемлемость применения на практике.
-
Описание педагогической идеи, вытекающей их данного опыта работы.
-
Характеристика педагога (коллектива), создавшего опыт.
-
Показ условий, в которых формировался опыт.
-
Описание используемых технологий педагогического опыта.
-
Представление результатов контрольных срезов.
-
Описание трудностей и проблем формирования опыта.
-
Приложить иллюстративный материал.
Требования к оформлению материалов по обобщению положительного педагогического
опыта воспитательной работы:
-
Материалы по обобщению положительного педагогического опыта должны получить
одобрение методического (педагогического) совета (выписка из решения совета).
-
Материалы оформляются в 2-х экземплярах.
-
Текст исполняется 14 шрифтом с интервалом 1,5. В тексте не допускаются
сокращения, отсутствие ссылок на используемую литературу.
-
Материалы должны быть продублированы на электронном носителе.
-
Письмо о выдвижении материалов исполняется на бланке учреждения. Оно должно
содержать: полное наименование и адрес учреждения образования; фамилию, имя,
отчество, должность, образование, стаж работы, педагогическую (психологическую)
квалификацию автора; категорию, тему, краткую характеристику материалов.
-
На титульном листе вверху должно быть указано учреждение образования; по центру
- название материалов, автор (Ф.И.О. полностью), его должность, адрес,
контактный телефон; внизу - год оформления материалов.
-
В материалах должна быть раскрыта характеристика проблемы, обоснование
актуальности, теоретической и практической ее значимости.
-
Направление воспитательной работы, по которому обобщается опыт, тема.
-
Цели, задачи.
-
Содержание опыта, используемые технологии, формы, методы, приемы.
-
Новизна опыта.
-
В чем состоит эффективность данного опыта. Результаты мониторинга.
-
Взаимодействие с субъектами воспитательного процесса.
-
Возможность реализации идей и замыслов данного опыта.
-
Перспективы развития данного опыта.
-
Возникшие трудности и проблемы.
-
Предложения по использованию представленного опыта.
-
Иллюстрационный материал.
-
Список нормативно-правовой базы, литературы с указанием авторов, названия
статьи, издательства, года издания, количества страниц.
-
Материалы должны быть подписаны авторами
|