Межшкольный методический центр
|
||
Обобщение педагогического опыта Педагогический опыт – 1). творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). 2). результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. 3). дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики. Педагогический опыт можно классифицировать как:
Рассмотрим данную классификацию подробно. Реальный (состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло. Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств. Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения. Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию. Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо координальных изменений Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап. Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986). Творческий опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив. Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные). Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта. Тренажер «Описание педагогического опыта» Парамзина Л.И. – главный методист СИДО ПОИПКРО. Тренажер служит для упражнения в подготовке автором описания педагогического опыта, в виде информационно-педагогического модуля. При разработке тренажера использована информационная технология модульного отражения педагогической информации, разработанная авторским коллективом РИПЦ РАПКРО г. Москва (В. И. Журавлев, Елизаров А.А., Капитанская А.К, Юдина Е.П). Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – это краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:
При подготовке ИПМ, автор информации, специалист методической службы, структурирует обработку информации, отвечая на следующие вопросы:
2). Документ должен иметь следующую структуру:
3). Каждое поле документа (за исключением полей «Аннотация» и «Текст документа») должно быть оформлено в виде отдельного абзаца, заканчивающегося символом конца строки. Абзацы не должны содержать в себе символы конца строки (слова переносятся на другую строку автоматически). 4). Если документ был создан несколькими авторами, то поля ФИО автора документа, Должность автора, Педагогический стаж автора, Звания автора, Место работы автора, Контактная информация, Должность автора, Страна повторяются столько раз, сколько авторов участвовало в создании документа. При этом сначала указывается вся информация о первом авторе, затем о втором и т.д. 5). Фамилия, имя и отчество автора указываются только в этом порядке, полностью и не должны содержать точек. 6). Аннотация к документу может содержать произвольное количество абзацев и должна отделяться сначала и в конце пустыми строками. 7). Текст документа может содержать произвольное форматирование, допустимое в web-документах, а именно выделения текста шрифтом, цветом, использование верхних и нижних индексов; вставка формул, рисунков, графиков, схем и т.п.; вставка таблиц с постоянным количеством ячеек для всех строк. 8). Ключевые слова должны быть выделены в тексте документа полужирным шрифтом (bold). 9). Если текст документа является сложным, т.е. объединяющим несколько отдельных текстов документов, то поле «Текст документа» должно содержать только одно слово – «Состав:», за которым, начиная с нового абзаца, следует немаркированный список имен файлов, включенных в сложный документ. 10). Если какое-либо поле отсутствует, то вместо него в строке должен быть указан знак «–» (короткое тире).
|