Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Обобщение педагогического опыта

Педагогический опыт

1). творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.
Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

2). результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

3). дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.

Классификация педагогического опыта


Педагогический опыт можно классифицировать как:
  • индивидуальный и массовый (коллективный);
  • перспективный и бесперспективный;
  • реальный и потенциальный;
  • положительный и отрицательный;
  • передовой и устаревший;
  • новаторский;
  • творческий и репродуктивный;
  • стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.

Рассмотрим данную классификацию подробно.

Реальный
(состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло.
Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств.

Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения.
Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию.

Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо координальных изменений
Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап.

Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986).

Творческий опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив.

Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные).
Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

Тренажер
«Описание педагогического опыта»


Парамзина В.В. – ведущий научный сотрудник СИДО ПОИПКРО,
Парамзина Л.И. – главный методист СИДО ПОИПКРО.

Тренажер служит для упражнения в подготовке автором описания педагогического опыта, в виде информационно-педагогического модуля.
При разработке тренажера использована информационная технология модульного отражения педагогической информации, разработанная авторским коллективом РИПЦ РАПКРО г. Москва (В. И. Журавлев, Елизаров А.А., Капитанская А.К, Юдина Е.П).

Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – это краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:
  • логическая завершенность – т.е. информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одной из педагогических категорий (принцип, метод, содержание образования и др.);
  • информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике без обращения к первоисточнику и дополнительным источникам);
  • популярность (язык записи ИПМ должен быть понятен педагогу любой квалификации).
Главная задача при составлении ИПМ – системный подход к отражению педагогической информации. Части-модули должны представлять не обрывки, а логически завершенные фрагменты опыта, научного исследования, определенным образом переработанные.

При подготовке ИПМ, автор информации, специалист методической службы, структурирует обработку информации, отвечая на следующие вопросы:
  1. Что это? (К какой педагогической категории относится?).
  2. Зачем? (Целевое назначение).
  3. Как? (Технология, алгоритм).
  4. Что это дает? (Каков результат?).
  5. За счет чего? (Условия эффективности и противопоказания в применении).
Требования к оформлению документа:

1). Текстовый документ должен быть подготовлен в редакторе MS Word и сохранен в формате doc
2). Документ должен иметь следующую структуру:

Название документа
Назначение (цель) документа
Ф.И.О. автора документа (см. пункт 4,5)
Должность автора
Педагогический стаж автора
Ученая степень и звание автора
Место работы автора
Почтовый адрес, телефон,
E-mail образовательного учреждения
(контактная информация)
Страна
УДК документа
Фамилия И.О. переводчика
Фамилия И.О. редактора документа
Должность редактора
Место работы редактора
Аннотация (см. 6)
Текст документа (см. пункт 8-9)

3). Каждое поле документа (за исключением полей «Аннотация» и «Текст документа») должно быть оформлено в виде отдельного абзаца, заканчивающегося символом конца строки. Абзацы не должны содержать в себе символы конца строки (слова переносятся на другую строку автоматически).
4). Если документ был создан несколькими авторами, то поля ФИО автора документа, Должность автора, Педагогический стаж автора, Звания автора, Место работы автора, Контактная информация, Должность автора, Страна повторяются столько раз, сколько авторов участвовало в создании документа. При этом сначала указывается вся информация о первом авторе, затем о втором и т.д.
5). Фамилия, имя и отчество автора указываются только в этом порядке, полностью и не должны содержать точек.
6). Аннотация к документу может содержать произвольное количество абзацев и должна отделяться сначала и в конце пустыми строками.
7). Текст документа может содержать произвольное форматирование, допустимое в web-документах, а именно выделения текста шрифтом, цветом, использование верхних и нижних индексов; вставка формул, рисунков, графиков, схем и т.п.; вставка таблиц с постоянным количеством ячеек для всех строк.
8). Ключевые слова должны быть выделены в тексте документа полужирным шрифтом (bold).
9). Если текст документа является сложным, т.е. объединяющим несколько отдельных текстов документов, то поле «Текст документа» должно содержать только одно слово – «Состав:», за которым, начиная с нового абзаца, следует немаркированный список имен файлов, включенных в сложный документ.
10). Если какое-либо поле отсутствует, то вместо него в строке должен быть указан знак «–» (короткое тире).


Рекомендации по описанию
элементов ИПМ
Описание педагогического опыта автором Пустое поле, в соответствии с рекомендациями, заполняется автором опыта . По завершению работы над 12 элементом ИПМ, подготовленный материал отправляется в ОБПИ
E-mail:
1.2. 1.3.
Указывается фамилия, имя, отчество, специальность, педагогический стаж, звание. Для педагогического коллектива указывается наименование образовательного учреждения  
2.2. 2.3.
Контактный адрес образовательного учреждения, на базе которого создавался опыт (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, E-mail)  
3.2. 3.3.
Четко (1-2 строками) формулируется название опыта  
4.2. 4.3.
Описываются условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения об образовательном учреждении, микрорайоне, социуме и др.)  
5.2. 5.3.
Обоснование актуальности и перспективности опыта (анализ ситуации, цели и задачи работы, четкое формулирование проблемы и противоречий). Практическая значимость опыта: - в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; - какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.  
6.2. 6.3.
Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.  
7.2. 7.3.
Какие теории, законы, закономерности творчески реализуются автором. Соответствие опыта современным достижениям психолого-педагогической науки. Соотнесение опыта с ведущими педагогическими теориями.  
8.2. 8.3.
Описывается ведущая педагогическая идея: основная мысль, вытекающая из опыта (выделение главного в деятельности автора). Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявляется в средствах, основных положениях, которыми он руководствуется для достижения поставленных целей.  
9.2. 9.3.
Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: -содержание учебной и воспитательной работы(характер доказательств , фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению учащихся тех или иных мировоззренческих проблем); -формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и учащихся; -организация учебно-воспитательного процесса, способы включения учащихся в различные виды деятельности; - связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и учащихся .  
10.2. 10.3.
Описывается результативность опыта, соответствие целям и критериям.  
11.2. 11.3.
Условия и возможности применения данного опыта.  
12.2. 12.3.
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Автором составляется немаркированный список прилагаемых материалов. При желании автора вышеперечисленные материалы могут быть размещены в ОБПИ  





Сайт управляется системой uCoz