Межшкольный методический центр
|
||
Но ценностный их смысл - в гуманистической направленности, который проявляется в трех особенностях:
Исследователи инновационной педагогической деятельности (Н.И. Лапин, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.) выделяют три этапа этой деятельности. I этап - зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем. II этап - освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении. I схема:
II схема:
III этап инновационной педагогической деятельности - рутинизация, превращение инноваций в традицию, в привычный способ деятельности. Применение инновации начинает носить массовый характер. Данный этап обусловливается двумя законами:
Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены рутинизации: догматизацию инновации - веру в незыблемость нового; схематизацию - применение упрощенной схемы первоначального нововведения; фрагментацию - использование элементов, отдельной части нововведений; имитацию новшества. Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.
Библиография: |