Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Основным критерием инновационной деятельности
Являются не столько собственно нововведения (инновации), сколько ценностный смысл. Объектами инноваций являются все компоненты образования:
  • цели образования;
  • содержание образования;
  • формы организации учебного процесса;
  • методы обучения;
  • формы управления учебным процессом и т.д
  • .

Но ценностный их смысл - в гуманистической направленности, который проявляется в трех особенностях:

  1. Цель педагогических инноваций - личностное развитие всех субъектов педагогического процесса. В инновационном обучении изменяется позиция учителя в отношении и к ученику и к самому себе, происходит рост его профессионального самосознания. Учитель выступает не как "трансформатор" знаний, а как помощник в становлении и развитии личности ученика.
  2. Характер организации учебного процесса. Процесс усвоения перестает носить характер рутинного заучивания и протекает в многообразных формах мыслительной деятельности и взаимодействия субъектов учебного процесса. Обновляется социальная сторона учебного процесса, происходит ориентация на групповые формы обучения.
  3. Оценка. Уход от оценки, которая фиксирует достигнутое учеником соответствие заданному образцу, от оценки за "подобие" к оценке за самостоятельную познавательную деятельность
  4. .

Исследователи инновационной педагогической деятельности (Н.И. Лапин, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.) выделяют три этапа этой деятельности.

I этап - зарождение инновации.

Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.

II этап - освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

I схема:

  1. Формирование педагогической проблемы.
  2. Анализ педагогической проблемы.
  3. Анализ путей решения проблемы.
  4. Выбор пути решения посредством введения инновации.
  5. Прогнозирование последствий решения.
  6. Апробация (возможен отказ от нововведения).

II схема:

  1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).
  2. Появление интереса (поиск дополнительной информации).
  3. Оценка инновации и решение освоить ее.
  4. Апробация (возможен отказ).

III этап инновационной педагогической деятельности - рутинизация, превращение инноваций в традицию, в привычный способ деятельности.

Применение инновации начинает носить массовый характер. Данный этап обусловливается двумя законами:

  • во-первых, законом финальной реализации инновационной деятельности;
  • во-вторых, законом стереотипизации педагогической инновации.

Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.

Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены рутинизации: догматизацию инновации - веру в незыблемость нового; схематизацию - применение упрощенной схемы первоначального нововведения; фрагментацию - использование элементов, отдельной части нововведений; имитацию новшества.

Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.

Библиография:
Чернова Л.Т. О некоторых особенностях педагогической инновационной деятельности // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. - Казань, 1997. - С. 23-28.



Сайт управляется системой uCoz