Инновационная
деятельность в школе
Современная школа ищет различные пути реализации своих
функций, одним
из которых является инновационная деятельность. Инновация -
нововведение, новшество, изменение.
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит
конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше
«своего
времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития
образовательного
уч¬реждения
выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере
аналогов и
прототипов);
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в
имеющуюся
практику);
- псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации
инноваций:
- По определению сферы, в которой осуществляется
инновационная
деятельность:
- цель и содержание образования;
- технологии, методы, средства организации
педагогического процесса;
- формы организации обучения и воспитания;
- система управления (деятельность администрации,
педагогов, учащихся);
- образовательная экология.
- По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
- По глубине и ширине осуществления инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные
преобразования;
- частичные, мелкие модификации известного и
принятого,
связанные с
усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
- По характеру происхождения:
- По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные
между
собой);
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между
собой);
- системные (охватывающие все сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие
стадии
развития
инноваций, новшеств и нововведений:
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые
результаты
деятельности, достигаемые за определенный период времени).
Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном
образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей,
учащихся, родителей, представителей общественности); информация о
желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по
изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее
всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация
проекта.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация, переход в
новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин
«рутинизация» соответствует нем. routine
- рутина, как привычный навык
от route -
дорога, колея,
вероятно лат. rupta via
-
проторенная
дорога'. В обычном понимании слово «рутина»,
которое вошло в русский
словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный,
годами
заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная
боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы
считаем,
что применение термина «рутинизация» к
инновационным процессам является
неточным).
Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то
формирование, развитие содержания и организации нового является
инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию,
освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих
перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в
практике
образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в
данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и
нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать
по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в
образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о
человеке и
др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных
учреждениях, нельзя
не считаться с основными направлениями развития современного
образования. Это:
- изменения в организации образовательного процесса;
- изменения в технологиях обучения и воспитания;
- изменения в
управлении образовательными учреждениями.
В организации образовательного процесса (совокупности
действий, ведущих
к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами
педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности
учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились
такие существенные изменения, как включение в управление процессом
обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических
технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования,
организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания
педагогического процесса и многое другое.
Педагогический мониторинг как непрерывное научно
обоснованное
диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием
образовательного процесса позволяет включить в организацию
образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса,
отслеживание его хода, результатов управления им, определения
перспектив развития.
КАРТА
ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №
- Проблема:
- Цель инновационной
деятельности:
- Сущность инновационной
деятельности:
- Прогнозируемый
результат:
- Область применения инновации, нововведения:
управление,
дидактика,
психология, частные методики, социология, право, валеология,
междисциплинарная область, другое
.
- Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
- формулирование проблемы;
- определение цели (целей);
- разработка проекта (программы) осуществления
инновационной
деятельности;
- освоение и реализация проекта или программы;
- распространение созданного инновационным путем
опыта;
- переход к функционированию в новом режиме или к
новой
инновации,
эксперименту.
- Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на
конференции,
защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом
объединении или написания статьи, пособия и др.
- Трудности, которые встретились в процессе
осуществления
инновационной деятельности
- Особые заметки по значению инновации в развитии
образовательного
учреждения
- Автор (авторский коллектив и его руководитель)
инновационной
деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.
«
»
2000 г.
Составитель:
Критерии (от греч. kriterion)
- средство для суждения,
признак, на
основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки
инновационных процессов направлена на создание механизма управления
этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального,
муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного
учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и
развивающейся среде.
Критерии оценки рассматриваются как условие
эффективности
управления
развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в
педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в
нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и
развития образовательных процессов.
Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести
инновационные изменения из организационного уровня в содержательный,
т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их
сущностный характер.
Качественная характеристика критериев при рассмотрении и
оценке
инновационных процессов исходит из принципов оптимальности,
перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии
инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего
практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.
Такими критериями являются:
- актуальность (соответствие инновации социокультурной
ситуации
развития общества);
- новизна (степень оригинальности инновационных ;
подходов,
своеобразное сочетание, комбинирование
известного, представляющих в совокупности новизну);
- образовательная значимость (степень влияния инновации
на
развитие,
воспитание и образование личности);
- общественная значимость (воздействие инновации на
развитие
системы
образования в целом);
- полезность (практическая значимость инновационных
процессов);
- реализуемость (реалистичность инновации и
управляемость
инновационных
процессов).
В литературе встречаются следующие определения
показателей
инновационной деятельности:
- Показатели оценки инновационной деятельности
образовательного
учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного
учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов,
форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система
организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы);
сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров
по совместной познавательной деятельности и др.
- Показатели организации воспитательно-образовательного
процесса:
самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в
достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное
планирование и организация деятельности учителя и ученика как
равноправных партнеров (ответственность за результаты
воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и
учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического
процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая
среда для всех участников целостного педагогического процесса; право
выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.
- Показатели оценки эффективности
воспитательно-образовательного
процесса — сравнение соответствия конечных результатов с
запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное
учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к
природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к
прекрасному, отношение к себе и др.
Критерии оценки инновационных процессов как условие
повышения
эффективности управления развитием образовательных процессов и
повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и
социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.
При эффективности управления инновационными процессами с
помощью
объективных критериев становится возможным строить прогнозы на
изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в
каждом конкретном образовательном учреждении.
|