Достоинства и недостатки современного урока.
Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает
неполнотой.
Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о
нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока.
Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он
всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом»
стали для него наши буйные новации.
Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?
Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:
-
В качестве первого хочется отметить
высокую экономичность урока
. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось.
Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное
пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу,
экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
-
Другое достоинство –
гибкость, пластичность урока
. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно
использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным
арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому
подобное.
-
К достоинствам урока относим и его
способность интегрировать другие формы организации обучения.
Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и
выросли различные виды уроков.
-
Логическая завершенность урока
– еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие
материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический
процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации
воспитания и обучения, а вот
познавательный
– только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный
цикл.
-
Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью.
Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться
информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об
отношениях и оценках.
-
Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему
учебно-воспитательному процессу школы.
Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм
организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы
располагаются вокруг урока.
-
Воспитательная способность урока неоспорима.
Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием
учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но
прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
-
И, наконец,
урок – стимул и средство роста ученика и учителя.
На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо
стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не
мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны
работают в экстремальной ситуации.
Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что
достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.
(Подготовлено по материалам Безруковой Валентины Сергеевны, доктора педагогических наук,
профессора кафедры общей педагогики Института специальной педагогики и психологии имени Валленберга,
Санкт-Петербург)
|