- Основные успехи (позитивные результаты) по профессиональному развитию педагогов
Профессиональное развитие педагогов в области
ИКТ-компетенции является основным направлением деятельности ММЦ по
проекту ИСО. Задачи ММЦ по реализации этого направления:
- обучение педагогов ОУ начальному (базовому) уровню ИКТ-компетенции;
- повышение квалификации педагогов в области ИКТ-компетенции;
Решение первой задачи предполагается через курсовую
подготовку педагогов. В нашем районе на курсах начального уровня
ИКТ-компетенции обучено более 80% педагогов. В 1 квартале 2007 года
такое обучение не планировалось, оно будет продолжено во 2 квартале.
Более актуальным на сегодня для нас является повышение
квалификации педагогов в области ИКТ-компетенции и практическое
применение полученных знаний с целью повышения качества обучения.
Решение этой задачи идет через систему семинаров, мастер-классов и
консультаций. В течение 1 квартала 2007 года проведено:
- 3 семинара по использованию ресурсов интернет и ЦОР (для учителей технологии, химии и биологии, истории и обществознания);
- семинар по медиатеке для заместителей
директоров и библиотекарей, на котором слушателям были представлены
диски фирмы "ALTLINUX" со свободно распространяемыми программами
(проблема лицензионного программного обеспечения особенно актуальна в
образовательных учреждениях района) и сд-диск "Конструктор сайтов";
- Мастер-классы: "Анализ и перспективы
деятельности школьных команд" для школьных команд, "Использование
сетевых форм организации профессиональных объединений" для
руководителей РМО и заместителей директоров, "Использование ИКТ для
контроля знаний учащихся" для педагогов-предметников.
Специалисты ММЦ ведут активную консультационную
деятельность. Востребованными остаются традиционные темы по
использованию ИКТ на уроке и во внеклассных мероприятиях, но
потребности педагогов при этом возрастают, они уже хотят использовать в
своих презентациях не только готовые звуковые файлы, но и звук,
записанный через микрофон, чаще используют фрагменты ЦОР,
видеофрагменты. Педагоги интересуются фотографией, способами обработки
графики.
Использование ИКТ стало неотъемлемой частью
научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов.
По итогам конкурса "Ярмарка образовательных проектов" в г.Соликамске
(проект-победитель конкурса ПИ-2) можно сделать вывод о достаточно
высоком уровне профессионального развития педагогов района. Под
руководством педагогов проекты учащихся, представленные на Ярмарку,
стали победителями (3 Проекта), дипломантами (3 Проекта) и получили
специальные приз за содержание (1 проект) и за лучшую презентацию
материала (2 проекта).
Активизация использования ИКТ и ЦОР на уроке привела
педагогов к осмыслению методических проблем использования компьютера в
учебной деятельности. Результатом этого стала секция районных
педагогических чтений на тему "Совершенствование контроля знаний
учащихся с использованием ИКТ". Расширились рамки традиционного
районного фестиваля продуктов информационных технологий "Шаг в
будущее". Если первоначально фестиваль проводился для учащихся, то в
этом году по просьбе педагогов объявлена дополнительная номинация. По Положению
работы педагогов принимаются с методическими рекомендациями по
практическому применению цифрового образовательного ресурса в учебной
деятельности.
Результатом профессионального развития педагогов в области
ИКТ-компетенции стало участие педагогов в конкурсах педагогических
инициатив. На конкурс педагогических инициатив "Коллекция электронных
материалов к предметам регионального и школьного компонентов" было
представлено 2 проекта: электронный учебник "Страницы истории земли
Пермской" Андреевской СОШ и электронный учебник "История России. XIX
век" СОШ №1 г.Оханска. К сожалению, данные проекты не стали
победителями, но педагоги - авторы проектов, проделали достаточно
большую работу и не собираются останавливаться на этом, создание
электронных учебников планируется закончить. В результате работы "Школы
сайтостроения" для педагогов и учащихся пять образовательных учреждений
из 14, что составляет 36%, приняли участие в конкурсе пединициатив
"Лучший сайт образовательного учреждения". Три образовательные
учреждения подали документы на участие в национальном проекте на
конкурс ОУ, внедряющих инновационные технологии. Сайты этих
образовательных учреждений были подготовлены так же с помощью
специалистов ММЦ, один из сайтов создан с помощью программы
"Конструктор сайтов". Таким образом, на сегодня, 7 образовательных
учреждений из 14, то есть 50%, имеют свои сайты.
Реализация проекта Информатизация системы образования
помогает системно менять мышление учителей, это убедительно доказали
участники конкурса "Учитель года - 2007". Современными и интересными
были выступления педагогов на самопрезентации, все конкурсные уроки
проводились с использованием ИКТ, что свидетельствует о возросшем
уровне ИКТ-компетенции педагогов. Причем, методика использования
компьютера на уроке была разнообразной: компьютер использовался на
различных этапах урока, для индивидуальной и групповой работы,
методические цели использования ИКТ-технологий участниками конкурса
ставились различные, что нашло отражение в статье, размещенной на сайте ММЦ в разделе "Конкурсы".
Второй год педагоги являются участниками фестиваля
педагогических идей "Открытый урок", проводимого газетой "Первое
сентября" (сайт http://festival.1september.ru).
В прошлом году был один участник, а в этом году свои разработки на
Фестиваль отправили 7 педагогов СОШ №1 г.Оханска. Например, по ссылке http://festival.1september.ru/index.php?member=414783 можно найти материалы Каменевой Т.И., заместителя директора СОШ №1.
Четыре работы педагогов района выставлены в Банке педагогической информации Пермского края (http://obpi.cde.perm.ru). Например, в разделе "Начальная школа" помещены материалы учителей СОШ №1 г.Оханска Соколовой Н.Г. и Колнаковой Н.Ф. (http://obpi.cde.perm.ru/rbpi/scripts/news_file.php?id=69).
На сайте ММЦ создается районный Банк педагогической информации.
На базе компьютерного класса ММЦ проводятся уроки с
использование ресурсов Интернет, правовой системы "Консультант Плюс",
ученики 11 классов пробуют себя в online-тестировании на сайтах
подготовки к ЕГЭ.
В школах активизировалась деятельность по использованию
АРМа "ХроноГраф" в управлении образовательным процессом, возросло и
количество технических консультаций по этому направлению. АРМ
"ХроноГраф. Школа 2.5" установлен дополнительно еще в 2-х ОУ:
Половинской и Мерзляковской НШ.
В связи с проблемой лицензионного программного обеспечения
в ОУ актуальными были консультации по использованию свободно
распространяемого ПО, технические специалисты выходили (выезжали) в ОУ
с целью проверки лицензионного ПО и установки альтернативного свободно
распространяемого ПО.
Единственное направление работы, в котором не удалось
достичь позитивных результатов в текущем квартале - это дистанционное
обучение учащихся и педагогов. На сегодняшний день обучение идет только
в заочной школе "Информатика" Пермского регионального института
педагогических информационных технологий (ПРИПИТ).
Думаем, что это является результатом недостаточного уровня
ИКТ-компетентности педагогов в области интернет-технологий. Школы
подключили к Интернет в рамках национального проекта "Образование"
совсем недавно и они еще не готовы использовать предоставленные им
возможности в полной мере, хотя следует отметить увеличение интереса
педагогов к ресурсам Интернет. Повышение ИКТ-компетентности педагогов в
области интернет-технологий - основная задача в области повышения
профессионального мастерства педагогов на следующий квартал.
- Проблемы, выявленные в ходе реализации проекта и предполагаемые пути их решения
Основная проблема, с которой столкнулись специалисты ММЦ в
этом квартале - отсутствие лицензионного программного обеспечения на
большинстве компьютеров, установленных в образовательных учреждениях. В
связи с принятием Гражданского Кодекса и делом Поносова эта проблема
стала самой актуальной и требует срочного решения, так как ставит под
угрозу весь Проект информатизации системы образования. Директора
образовательных учреждений напуганы и находятся в растерянности. В этой
ситуации ММЦ оказалась единственной организацией в районе, способной
вести разъяснительную работу. Вопросы лицензионности ПО рассматривались
на совещании директоров в управлении образованием администрации
Оханского района, на семинарах со школьными командами и по ознакомлению
с новыми поступлениями медиатеки, сд-диски с альтернативным свободно
распространяемым ПО распространены по всем ОУ, ведутся постоянные
консультации по использованию этих программ, в частности, по работе в
программах пакета "OpenOffice". Данная программа установлена на
компьютерах специалистов ММЦ, так как педагоги часто приносят
документы, созданные в этой программе.
С помощью специалистов ММЦ 10 образовательных учреждений
района приняли участие в программе Microsoft "Новая жизнь компьютера",
на компьютеры класса не выше Pentium III заказана открытая лицензия на
операционную систему Windows 2000. Три ОУ такую лицензию уже получили.
К сожалению, это проблему полностью не решает, так как в школах
достаточно много старых компьютеров с предустановленным нелицензионным
(лицензионные документы отсутствуют) ПО, на которых Windows 2000 не
пойдет, и есть современные компьютеры (Pentium IV), на которые
программа "Новая жизнь компьютера" не распространяется. Если
альтернатива пакету офисных программ фирмы Microsoft есть, это
"OpenOffice" - свободно распространяемый пакет офисных программ с
открытым кодом, то с операционной системой гораздо сложнее, так как
переход образовательных учреждений на Linux пока невозможен. И решать
эту проблему силами дотационного района очень сложно. Информация о
потребностях школ района в лицензионной ОС Windows XP отправлена в
Министерство образования Пермского края. В подпрограмме информатизации
Программы развития системы образования района на следующий год
запланировано выделение средств на приобретение лицензионного ПО.
Информация по результатам обследования программного обеспечения в
школах района размещена на сайте ММЦ.
Возникают проблемы с использованием УМК "ХроноГраф" в
образовательных учреждениях. Руководители образовательных учреждений,
работающие с этой программой, часто жалуются на то, что введенная
информация частично "пропадает" и ее приходится неоднократно
восстанавливать. Использовать программу для автоматизированного
составления расписания заместители директоров по учебной работе
отказываются, мотивируя это тем, что школы в районе небольшие и
составление расписания отнимает времени меньше, чем освоение и создание
баз данных в программе. То есть эффективность использования данной
программы для школы с количеством учащихся до 200 человек заместителями
директоров по учебной работе ставится под сомнение. Надеемся на
устранение недостатков разработчиками программы, а со своей стороны
планируем продолжать консультативную и семинарскую деятельность по
освоению АРМ "ХроноГраф".
- Приоритетные задачи, решаемые ММЦ в отчетный
период на региональном и муниципальном уровне; их связь с приоритетными
направления проекта ИСО в целом
Одной из основных задач, которую специалистам ММЦ пришлось
решать на муниципальном уровне - это аппаратное и программное
обследование компьютерной техники ОУ и поиск альтернативных (свободно
распространяемых) программ. Под угрозой оказался весь Проект
информатизации системы образования.
Важной для решения на муниципальном уровне была задача
организации электронного документооборота со всеми ОУ. Умение
использовать данную услугу необходимо для участия педагогов и учащихся
в интернет-проектах, для организации дистанционного обучения.
Большое внимание уделялось и следующим задачам:
- активизации деятельности школьных команд по реализации программ информатизации;
- формирование умений педагогов работать с ЦОР и Интернет-ресурсами;
- создание и поддержка сайтов ОУ;
- участие в сетевых профессиональных объединениях (работа на форумах);
- использование АРМ "ХроноГраф. Школа 2.5" в управлении образовательным процессом.
- Пути решения поставленных задач на уровне ММЦ, образовательных учреждений
С решением задачи по программному сопровождению
компьютерной техники в ОУ района определились следующим образом: для
современных компьютеров купить операционную систему Windows' XP,
остальное программное обеспечение при отсутствии лицензионного должно
быть установлено свободно распространяемое.
Задачу организации электронного документооборота начали с
того, что всем ОУ был заведен почтовый ящик на сервере ОЦПИ
(mail.ocpi.ru), далее предоставили педагогам возможность поработать с
почтовым сервером на семинарах. Планируем рассматривать вопросы по
работе с электронной почтой в консультативном режиме и на семинарах для
руководителей ОУ и учителей-предметников до тех пор, пока электронный
документооборот не будет осуществляться стабильно.
Остальные задачи планируем решать так же через систему семинаров и консультаций.
- Самооценка полноты решений задач, поставленных в отчетном периоде
Проведен анализ программного и аппаратного обеспечения в
ОУ района, определены пути решения проблемы обеспечения ОУ лицензионным
ПО.
Задача организации электронного документооборота со всеми
ОУ решена не полностью, сегодня из 14 образовательных учреждений только
5 работают с электронной почтой.
Уверенно работает с ресурсами Интернет и электронной
почтой не более 10% педагогов, 28% педагогов используют в своей
деятельности ЦОРы.
50% ОУ имеют свои сайты, но на сайтах отсутствует страница
новостей, то есть там размещены в большей степени статистические
данные, что не требует постоянных обновлений. Хотелось бы, чтобы они
полнее отражали жизнь школы и были более динамичными.
По участию педагогов в сетевых формах профессиональных
объединений прошел всего один семинар, конечно, этого недостаточно. В
этом направлении работать предстоит еще много.
83% образовательных учреждений начали работать с
"ХроноГрафом", работа в этом направлении продолжается в режиме
консультаций, на 2 квартал запланирован семинар по формированию
отчетности с помощью АРМ "ХроноГраф".
- Саморекомендации по повышению эффективности достижения результатов
- Продолжить организацию семинаров и мастер-классов по созданию
и реализации программы информатизации, работе с ЦОР и ресурсами
Интернет,.по созданию и сопровождению сайтов, по участию педагогов в
сетевых формах профессиональных объединений.
- Мотивировать сопровождение сайтов ОУ
через организацию муниципального конкурса, морального и материального
стимулирования руководителя ОУ.
- Продумать механизм мотивации
руководителей ОУ в создании сайтов и использования АРМ "ХроноГраф" в
управлении образовательным процессом.
- Систематизировать методические
разработки уроков (мероприятий) с использованием ИКТ и ЦОР по
предметным областям, сформировать каталоги.
- Краткие выводы по результатам работы
Все планируемые мероприятия по проекту ИСО в отчетном
периоде выполнены. Деятельность ММЦ освещается в периодической печати и
на сайтах ИМС и ММЦИТ.
Педагоги района активно участвуют в конкурсах, в том числе
в конкурсе пединициатив (отправлено 7 заявок в 1 квартале). Все
основные и средние общеобразовательные школы имеют программу
информатизации, приступили к ее реализации и активно сотрудничают с ММЦ.
Сложно складываются отношения с учреждением НПО (ПУ №74
является филиалом Большесосновского ПУ и не подчиняется Управлению
образованием Оханского муниципального района), с МСКОУ 8 вида и
малокомплектными начальными школами (в них всего 2 педагога).