Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Реализация общешкольного проекта


«Взаимодействие семьи и школы в свете модернизации образовательного процесса»

В основу «Программы развития системы образования Пермской области на 2006-2010 годы» положены государственный заказ и гражданский запрос. Гражданский запрос системе образования сформулирован рядом общественных организаций и представителей гражданского общества региона. Среди основных направлений гражданского запроса необходимо отметить:

тесное сотрудничество с семьей, которое предполагает выстраивание правовой основы партнерских отношений и взаимной ответственности родителей и системы образования в развитии, защите и воспитании детей, подготовке их к общественной и семейной жизни;

усиление влияния родителей на систему образования через расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении социального заказа, стандартов условий и содержания образования.

Появление такого запроса не случайно, так как необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.

В школе сложилась определенная система взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности. Большую работу с родителями проводят учителя начальных классов (явка на родительские собрания 100%) Родители – активнейшие помощники учителя. На 2 ступени обучения ситуация меняется: в 5 классе на родительские собрания приходят 80-90% родителей, в 6 классе – 50-70% , в 9 классе -20-30%, родительские комитеты становятся малоактивными, работают только с подачи классного руководителя, родители перестают посещать классные и общешкольные мероприятия. В школе были проведены исследования по вопросу взаимодействия родителей и школы, которые выявили следующие противоречия:

Гиперопека детей в начальной школе и частичное или полное отсутствие родительского внимания к детям среднего и старшего возраста.

По закону об образовании родители - активные участники образовательного процесса, но педагоги месяцами не могут встретиться с отдельными родителями

Родители игнорируют родительские собрания, встречи с классными руководителями, хотя педагоги готовы работать с родителями даже индивидуально

При получении ребенком отрицательных оценок родители во всем обвиняют школу, хотя учителя и классные руководители самостоятельно, порой без поддержки со стороны родителей, помогают ребенку получить аттестат об образовании

Родители хотят, чтобы ребенок был готов к жизни в обществе, но при этом перекладывают функции семьи на школу.

На основании исследований был разработан и проведен педагогический совет, на котором сформулирована проблема, требующая разрешения:

Активизация взаимодействия семьи и школы при низком уровне ответственности родителей за воспитание детей, который приводит к росту правонарушений среди подростков и снижению уровня их обученности.

Цель проекта: Создать условия для более устойчивого взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и обучения детей в школе 2 ступени.

Были определены задачи, среди которых:

  • организовать всеобуч родителей по вопросам воспитания и образования
  • изменить мировоззренческое представление педагогов на взаимодействие с родителями
  • активнее вовлекать родителей в организацию и проведение внеклассных мероприятий.

В ходе работы педагогического совета 10 творческих групп разрабатывали план мероприятий по 3 направлениям:

  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей
  • Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
  • Участие родителей в управлении школой.

Реализация проекта началась в 2006 году, впереди еще 2 года работы, что же появилось нового:

  • Разнообразнее стали формы родительских собраний (конференции, обмен опытом, встречи со специалистами других ведомств, деловая игра и т.д). Начал свою работу общешкольный всеобуч для родителей. В прошлом учебном году занятия всеобуча проводили специалисты районной больницы, в этом - по темам «Нравственное воспитание школьников» и «Формирование основ ЗОЖ» занятия разрабатывают все педагоги школы.
  • Доброй традицией стали ежегодные общешкольные конференции, на них присутствуют представители родителей от всех 35 классов, на конференции выступают представители администрации, идет разговор об успехах и проблемах школы, учащиеся школы готовят концерт и оформляют выставку творческих работ
  • Родители активно участвуют в спортивных мероприятиях (Осенний кросс, Веселые старты, Малые олимпийские игры)
  • Готовится к выпуску очередной номер общешкольной газеты «Большая перемена». Школьная редколлегия под руководством представителя общешкольного родительского комитета освещает школьную жизнь, размещает материалы для родителей. Газета печатается в типографии тиражом 999 экземпляров, часть из них бесплатно распространяется в классах, часть по городу
  • В конкурсе социальных проектов заявлен проект «Лыжня здоровья», он охватывает как детский коллектив школы, так и родительскую общественность
  • Активно включилась в процесс взаимодействия с семьей социально- психологическая служба школы, в состав которой входят валеолог, социальные педагоги, медик, логопед, психологи. К данной работе подключился и школьный инспектор
  • В ряде классов родители по собственной инициативе организовали работу секций и кружков по интересам
  • Часть родителей помогает своим детям в формировании портфолио
  • С октября в школе начнется заочная интеллектуальная семейная игра, итоги которой будут подведены в мае
  • Разрабатываются памятки для родителей по вопросам воспитания, основам ЗОЖ
  • Интересные концертно-развлекательные программы пройдут ко Дню Матери

Благодаря усилиям педагогического коллектива и взаимодействию его с семьей, по итогам прошлого года:

  • увеличилось количество детей, обучающихся на «4» и «5»
  • сократилось количество детей, оставленных на повторный год обучения
  • сократилось количество детей, состоящих на учете в КДН и ПДН.

Взаимодействие семьи и школы позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценностных жизненных ориентаций.

Автор: Колчанова Марина Юрьевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz