Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Организация и развитие детского движения


Время, в которое мы живём, сложное и непредсказуемое. Но в этом и заключается его уникальность: суметь адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать себя. На сегодняшний день, к сожалению, не все способны просто привыкнуть к окружающему социуму, не говоря уже о реализации собственного потенциала. Современное воспитание и образование ставит своей главной целью формирование гармонически развитой личности, способной и желающей самоактуализироваться в окружающей среде.

Для этого используются различные средства и формы работы в образовательном и воспитательном процессах: уроки-игры, концерты, конкурсы, шефская помощь, праздники и т.д. С одной стороны, кажется, что всё это делается на благо подрастающего поколения. В процессе подобного педагогического и социального воздействия подразумевается, что подросток будет нравственно, морально, интеллектуально, духовно, творчески развит. Но жизненная практика предоставляет нам чаще обратное. А происходит это потому, что те мероприятия, которые проводятся с детьми, подростками и молодёжью, носят ситуативный и кратковременный характер, они направлены на достижение определённой практической задачи. Но ведь, подготавливая ребёнка к взрослой жизни, мы не должны забывать о том, что проблемы будут сложнее и подход к их решению должен быть комплексным. Поэтому наша цель - подготовить и научить ребят принимать сложившиеся ситуации, анализировать их, искать способы решения, действовать активно и инициативно (под девизом «КЕНТ – Кто Если Не Ты?! Когда Если Не Теперь?!»), а также рефлексивно подходить к своей деятельности.

Сегодня может выжить и реализовать себя лишь креативная личность, способная увидеть проблему изнутри, найти нестандартные подходы к её решению и готовая рисковать ради доброго дела. Личность, где сочетаются альтруизм, энтузиазм и активность. Эти характеристики наиболее ярко выражены у подростков, особенно в период переходного возраста, когда они желают действовать, но не знают как (вот здесь и нужен руководитель, который направит энергию в нужное русло). Именно эти люди способны творить, дерзать, работать с полной отдачей.

Таким образом, подрастающее поколение необходимо задействовать в комплексной программе мероприятий, направленных на развитие всех качеств личности, психических процессов, их духовности, нравственности, физического здоровья. Для этого необходимо вместе с подростками «прорепетировать» жизненные ситуации, «проиграть» их на сцене, на праздниках, конкурсах. Причём главным принципом включения ребёнка в активную творческую среду должен являться принцип практической значимости.

Детское движение сегодня скорее необходимо и полезно, чем просто интересно. Оно не ново по сути и даже по содержанию. Но изменилась психология детей, которым, прежде, чем что-то сделать, нужно знать, для чего и для кого это нужно, какую пользу его дело принесёт окружающим и ему самому. Поэтому, организуя движение подростков, нужно помнить, что основная задача руководителя – развить инициативу и активность ребят.

Четыре года назад в нашей школе я создала театрально-творческую студию «Талант», которая на сегодняшний день переросла в настоящее детское движение. Поскольку для детей основной способ познания мира и адаптации в нём – игра, я организовала для детей игру «по взрослым правилам». Как и любая «взрослая» организация, наша студия имела свой Устав, ее участники имели удостоверения, личные дела, карты профессионального роста (прототипы современного портфолио). Чтобы вступить в ряды «талантовцев», необходимо было пройти испытания (так как направление деятельности было творческим, испытаниями служили небольшие роли на концертах и праздниках). Из студии исключались те, кто нарушал правила поведения, имел вредные привычки. То есть, быть участником студии было очень престижно: чтобы туда попасть, некоторые ребята меняли свой образ жизни в лучшую сторону. За время существования «Таланта» в нашем городе было проведено много школьных мероприятий, а также праздников и концертов для детей детских садов и пожилых людей дома престарелых. Участие в общественной жизни детям очень нравилось. Они ощущали свою значимость и необходимость. Основными формами психологического и педагогического воздействия, способствующими развитию сознательности, ответственности, гуманистического отношения к окружающим и социальной активности, служили совместное планирование, анализ и рефлексия. Ребятам очень нравилось играть во взрослых. Уважение друг другу строилось как на обращении друг к другу по имени и отчеству, так и благодаря иерархичной структуре «Таланта». По прошествии трёх лет ребята поняли, что готовы творить, действовать, то есть жить полноценной жизнью не только в творческом плане, но и в социальном: работать на благо тех, кто и что в этом нуждается. В этом году мы с ребятами разработали совместную программу нашей деятельности «В будущее – вместе!», основывающуюся на главном качестве, которое мне удалось развить у этих ребят – инициативности. Это залог активной жизненной позиции, которая является движущим фактором развития общества и личности. Программа работает по различным направлениям. Совершая добрые дела и решая личностно значимые проблемы школы, города, района в разных сферах мы «репетируем», готовимся встретить будущие трудности.

Большую роль, безусловно, в успешной деятельности детского движения играет авторитет руководителя. Дети стремятся подражать тому, кто их направляет, поэтому организатор детского движения должен сам быть той личностью, которой становится человек, пройдя процессы обучения и воспитания. Он должен зажигать и всегда идти вперёд, с оптимизмом и улыбкой. Нужно помнить, что преимущество работы детского движения – это комплексный подход в решении главных жизненных, образовательных и воспитательных задач. В результате серьёзной работы детского движения будущий взрослый готов и желает творить и менять жизнь в лучшую сторону.

Автор: Гырдымова Ксения Витальевна, учитель иностранного языка Оханской СОШ № 1




Сайт управляется системой uCoz