Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Создание воспитательной системы класса


В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые opиентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития воспитательной системы класса, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. На каждой ступени обучения учитель проводит исследование личностного развития учащихся. Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течение четырех лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Используя опыт Шемшуриной А.И. и учителей города Ставрополя нами была построена модель воспитательной системы класса.

Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В развитии младших школьников используем социокультурный потенциал нашего села: судоходная река Кама, действующая церковь, библиотека, Дом культуры.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся в течении 4-х лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Школьники оцениваются по признакам и по уровням формирующих качеств (от высокого уровня до недопустимого) по следующим критериям:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественно физического потенциалов личности младшего школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива.

В целом план воспитательной работы в классе строится по пяти разделам.

Воспитание любви к "малой Родине" (уход за комнатными растениями, беседы, экскурсии в природу, по архитектурным местам села, района, разучивание народных игр, уроки гражданина).

Развитие произвольности психических процессов (конкурсы чтецов, викторины, посещение библиотеки, отслеживание познавательных способностей).

Формирование качеств, составляющих культуру поведения (работа над правилами школьной жизни, правилами дорожного движения, коллективно-творческие дела). Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры (проведение бесед, игр, участие в общешкольных делах по охране здоровья).

Развитие навыков самообслуживания, творчества (мероприятия, направленные на развитие самостоятельности, ответственности, самоорганизации: работа в классе по "семейкам", организация жизни в группе продленного дня).

Ежегодные отслеживания результатов работы показывали, что в классе нет отсева учащихся, нет детей, оставшихся на повторное обучение. Успеваемость - 100% , качество знаний - 87%. Изучение психологического климата показало, что в коллективе преобладает творческая, добрая атмосфера и деловая активность. Через учебу, практическую деятельность, творческие дела и сложившиеся отношения в классе созданы условия для воспитания и развития личности. Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствовала достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе.
  • В классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости.
  • Все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе.

Учащиеся имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые школьные предметы и любимый учитель.

За 2004/05 учебный год наш класс победил в номинации "Умники и умницы", а за творческую, бурную, активную жизнь был награжден переходящим вымпелом "За честь школы" среди начальных классов. Основой успеха является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом. Цели, поставленные на 2 года обучения перед классным руководителем, выполнены.

Автор: Казакова Ангелина Александровна, учитель начальных классов Беляевской СОШ.




Сайт управляется системой uCoz