Межшкольный методический центр
|
||
Не отрицая опыт прошлых поколенийЕсли заглянуть в «Современный толковый словарь
русского языка» С.А. Кузнецова (М., Ридерз Дайджест, 2004
г.), то прочитаем: В недалеком прошлом одной из самых важных задач советской школы было нравственное воспитание учащихся. Разрабатывалась целая система воспитания нравственности школьников на основе марксистско-ленинского учения о коммунистической морали, исторической речи В.И. Ленина на третьем съезде комсомола, трудов Л.И. Брежнева о коммунистической морали подрастающих поколений, включая основные положения морального кодекса строителя коммунизма, Конституции СССР, творческие идеи советской педагогики и психологии. Во время перестройки, в погоне за качеством знаний, воспитание отошло на второй план. Конечно, проводились и проводятся различные беседы, встречи, мероприятия к знаменательным датам и крупным событиям. Они требуют большой подготовки как со стороны педагогов, так и детей, и их родителей. Но что-то важное из той, советской, системы воспитания у нас утеряно, что ведёт к печальным последствиям. Дети обзывают друг друга обидными словами, часто бывают грубыми, нет должного уважения к учителю, любому взрослому человеку, не почитается уже и старость. И как следствие – появление и широкое распространение социальнозначимых заболеваний, таких, как курение, пивной алкоголизм, токсикомания, наркомания среди подростков. Одной из причин явилась потеря связующей нити систематической работы по нравственному воспитанию: октябрята, пионеры, комсомольцы. Вожатые-пионеры не только учили детей выполнять общественные поручения, но и контролировали, насколько они добросовестно выполняют их, дружно ли работают вместе со своими товарищами. Все это обсуждалось на сборе звездочки. В процессе такого разговора дети учились правильно оценивать работу товарища, его отношение к другим, а затем и свое собственное поведение. Пионеры знали, что октябрята берут с них пример, подражают им, учатся у них справедливости, товариществу, трудолюбию. Поэтому у вожатых были свои правила, которые они стремились выполнять: быть честным и справедливым, любить труд и стараться правильно организовать его у октябрят; любить своих малышей, следить за тем, чтобы отношения с ними носили дружеский характер, в общении господствовал спокойный, ровный тон; следить за своим внешним видом, быть аккуратным, подтянутым. Внимание и любовь к малышам помогали вожатому завоевать ответную любовь, дети привязывались к своему старшему товарищу, росла крепкая дружба. Учитель всемерно помогал укреплять дружбу старших и младших, поощрял тех, кто делил с октябрятами их радости и неудачи, интересовался делами и жизнью каждого. В настоящее время ребят из среднего и старшего звена нельзя назвать старшими товарищами: чаще всего малыши их просто боятся. Моральные требования к поведению школьников сформулированы в ряде нормативных документов. В Уставе средней общеобразовательной школы говорится о нормах отношения школьников к учению, общественно полезному труду, общественной жизни школы. Эти общие нормы конкретизируются применительно к возрасту. «Правила для учащихся 1-4-х классов» включают круг обязанностей младших школьников и одновременно содержат ряд общих моральных норм товарищества, бережливости, трудолюбия, отношения к взрослым, родителям, младшим. А основные моральные нормы были сформулированы в «Правилах октябрят» и «Законах пионеров Советского Союза». Законы пионеров, правила октябрят и правила для учащихся не повторяют друг друга. Нормы, сформулированные для октябрят и пионеров, более широкие, чем правила для учащихся, и выступают в виде нравственного критерия, по которому оцениваются поведение и чувства детей. Если у детей развиты чувства, то они будут стремиться поступать так, чтобы не причинять боль другому. Важную роль в становлении духовно-нравственной личности играет чтение. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или иную сторону жизни. К сожалению, на сегодняшний день Россия из сорока развитых стран занимает только 33 место по чтению. Стоит задуматься: в чем же причина такого отставания. В школе читают, работают над произведением, учатся подражать нравственным поступкам героев. При обсуждении дети прямолинейны и бескомпромиссны в оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость. Это в школе, а что же дома? А дома - кинофильмы. Что смотрят наши дети сейчас, как
смотрят и сколько? Вопрос очень острый, требующий к себе большого
внимания. Глупая реклама, которую младшие дети знают наизусть вместо
хороших стихов, взрослые фильмы с постельными сценами и неприличной
речью, кровавые боевики. Родители особо не тревожатся, что смотрят их
дети. А ведь кинофильмы являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Раньше дети с удовольствием смотрели фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывали у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания. Таким образом, детское чувство связывалось с определённым нравственным понятием. Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки, но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков. Предлагается пример из собственной практики. В начальной школе классный коллектив регулярно участвовал в конкурсах и викторинах областного радио «Люби и знай свой край родной», «Лидер здоровья», «Секреты дорожных знаков», «Клуб литературных героев», «Книги нашего детства», «Клуб знатоков русского языка», конкурс начинающих авторов, посвященный памяти В. Дементьева. Старательно выполняли каждое задание, являлись победителями различных конкурсов, выезжали на встречи в областной центр. Перейдя в среднее звено, эта работа была продолжена детьми совместно с родителями и классным руководителем. В результате кропотливой, систематической работы в течение 11 лет нынешние выпускники – это нравственно сформировавшиеся личности, с такими качествами, как честность, справедливость, порядочность, ответственность, трудолюбие, уважение к старшим, совесть, достоинство, гуманизм, патриотизм, социальная активность, гражданский долг и требовательность к себе. На смену этим выпускникам пришли другие дети, с которыми продолжается работа по формированию нравственных качеств и активной жизненной позиции. Педагоги постоянно поддерживали связь и старались развить в каждом ребенке личностные качества. Система нравственного воспитания в современных быстро изменяющихся условиях должна опираться на многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов. Авторы: О.Н. Гилева и Т.Г. Шилова. МОУ «Пономаревская основная общеобразовательная школа», село Пономари, Оханский район, Пермский край. |