Межшкольный методический центр
|
||
Проблема юности – профессиональный выбор
|
№ п/п |
Тема | Число часов |
---|---|---|
1 | Ориентировочное, вводное занятие | 2 |
2 | Классификация профессий | 2 |
3 | Выбор и моделирование; типичные ошибки в выборе профессии | 2 |
4 | Темперамент и выбор профессии | 2 |
5 | Интересы и выбор профессии | 2 |
6 | Склонности и
профессиональная деятельность. Стили кодирования информации |
2 |
7 | Неисчерпаемость человеческих возможностей | 2 |
8 | Профессиональный тип личности | 2 |
9 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 2 |
10 | Поддержка друзей | 2 |
11 | Как достичь успеха в профессии | 2 |
12 | Подведение итогов занятий | 1 |
Используемая литература:
В рамках курса выдвинуты задачи:
Психологическая работа, прежде всего, помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.
В практических занятиях используются игровые профориентационные упражнения: «Спящий город», «Подарок», игра «Любимое блюдо», упражнение «Профессия на букву...». Методики служат повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения используются в сочетании с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, носящими чисто развлекательный (или релаксационный) характер.
Значительное место отводится проведению диагностических методик и анализу их результатов совместно с учащимися (ДДО Климова, опросники Голланда, Йоваши, «Ориентация», ПГО, личностный опросник Айзенка). В данном случае решается задача познания учащимися своих возможностей.
Модуль предмета технологии «Твоя профессиональная карьера» помогает девятиклассникам в части самопознания, знакомства с классификацией профессий, определения своего типа профессий. Но это не дает возможности применить свои силы и намерения в профессиональной практике.
С целью помочь определить свои жизненные планы, попробовать себя в определенной профессии в школе сложилась практика организации «производственных групп» по выбору учащихся. В зависимости от возможностей школы и учебного плана учащимся 10-х классов предлагается перечень групп, они выбирают соответственно своим склонностям и интересам. Обучение на двухгодичном курсе помогает понять выпускнику, стоит ли продолжать обучение в дальнейшем по выбранному направлению. Отработаны в школе программы:
В программах обучения предусмотрены мини-исследования, теоретические, семинарские, практические формы деятельности, выходы в производственную сферу (например, проведение мероприятий в младших классах, группе продленного дня), посещение поликлиники, оформление печатных документов, обработка анкет, опросников в компьютерном варианте. Обучение направлено не только на введение учащихся в специфику той или иной профессиональной деятельности, но и на развитие профессиональной компетенции на начальном уровне. Преподавателями на этих курсах выступают как педагоги, так и производственники, например, медицинский курс ведет старшая медицинская сестра высшей категории ЦРБ.
По завершению курсов выпускники получают удостоверения школьного уровня, получают практические навыки работы в выбранной профессиональной сфере, самоутверждаются в своем выборе. Кто-то из них продолжает обучение в профессиональных учебных заведениях. А это говорит о том, что применяемая форма обучения результативна.
Школа делала перерыв в такой практике допрофессионального обучения. Но время показало, что использование только академического обучения недостаточно для наших учащихся, стоящих перед жизненным выбором.
Автор: Каменева Татьяна Ивановна, заместитель директора по методической работе СОШ №1 г.Оханска.