Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Проблема юности – профессиональный выбор
(из опыта работы школы)


Беседы, тренинги, диагностики, проводимые с учащимися 9–10-х классов показывают их озабоченность, некоторую напряженность в вопросах определения своего будущего. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, не допустить многочисленных ошибок в выборе своего жизненного пути. Правильно сделанный выбор (в соответствие своим склонностям, способностям, возможностям и ценностным установкам) – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Согласно ежегодно проводимым опросам лишь 10–12% пятнадцатилетних имеют четкие профессиональные намерения, единицы определились в будущей профессии. Город, в котором мы живем, не имеет хорошо развитой производственной сферы. Чаще можно наблюдать несоответствие высокого уровня притязаний молодежи их возможностям в дальнейшем обучении. Для выбора профессии учащемуся необходимо ясное представление о самом себе, своих способностях, умениях, интересах, притязаниях, ограничениях и их причинах, преимуществах, возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах.

В предмет технологии введен модульный курс «Твоя профессиональная карьера», который ведет педагог-психолог, предусматривает следующие темы изучения:


п/п
Тема Число часов
1 Ориентировочное, вводное занятие 2
2 Классификация профессий 2
3 Выбор и моделирование; типичные ошибки в выборе профессии 2
4 Темперамент и выбор профессии 2
5 Интересы и выбор профессии 2
6 Склонности и профессиональная деятельность.
Стили кодирования информации
2
7 Неисчерпаемость человеческих возможностей 2
8 Профессиональный тип личности 2
9 Деловая игра «Кадровый вопрос» 2
10 Поддержка друзей 2
11 Как достичь успеха в профессии 2
12 Подведение итогов занятий 1

Используемая литература:

  1. М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие». М., 2005 г.
  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. М., 1999 г.
  3. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». М., 1998 г.

В рамках курса выдвинуты задачи:

  • обеспечить подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности самосовершенствования;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессиональной карьере;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности.

Психологическая работа, прежде всего, помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.

В практических занятиях используются игровые профориентационные упражнения: «Спящий город», «Подарок», игра «Любимое блюдо», упражнение «Профессия на букву...». Методики служат повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения используются в сочетании с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, носящими чисто развлекательный (или релаксационный) характер.

Значительное место отводится проведению диагностических методик и анализу их результатов совместно с учащимися (ДДО Климова, опросники Голланда, Йоваши, «Ориентация», ПГО, личностный опросник Айзенка). В данном случае решается задача познания учащимися своих возможностей.

Модуль предмета технологии «Твоя профессиональная карьера» помогает девятиклассникам в части самопознания, знакомства с классификацией профессий, определения своего типа профессий. Но это не дает возможности применить свои силы и намерения в профессиональной практике.

С целью помочь определить свои жизненные планы, попробовать себя в определенной профессии в школе сложилась практика организации «производственных групп» по выбору учащихся. В зависимости от возможностей школы и учебного плана учащимся 10-х классов предлагается перечень групп, они выбирают соответственно своим склонностям и интересам. Обучение на двухгодичном курсе помогает понять выпускнику, стоит ли продолжать обучение в дальнейшем по выбранному направлению. Отработаны в школе программы:

  • «помощник воспитателя ГПД»; «педкласс»
  • «секретарь-делопроизводитель»
  • «пользователь ПК»
  • «младший медицинский работник»
  • «повар-кондитер»
  • «швейное дело»

В программах обучения предусмотрены мини-исследования, теоретические, семинарские, практические формы деятельности, выходы в производственную сферу (например, проведение мероприятий в младших классах, группе продленного дня), посещение поликлиники, оформление печатных документов, обработка анкет, опросников в компьютерном варианте. Обучение направлено не только на введение учащихся в специфику той или иной профессиональной деятельности, но и на развитие профессиональной компетенции на начальном уровне. Преподавателями на этих курсах выступают как педагоги, так и производственники, например, медицинский курс ведет старшая медицинская сестра высшей категории ЦРБ.

По завершению курсов выпускники получают удостоверения школьного уровня, получают практические навыки работы в выбранной профессиональной сфере, самоутверждаются в своем выборе. Кто-то из них продолжает обучение в профессиональных учебных заведениях. А это говорит о том, что применяемая форма обучения результативна.

Школа делала перерыв в такой практике допрофессионального обучения. Но время показало, что использование только академического обучения недостаточно для наших учащихся, стоящих перед жизненным выбором.

Автор: Каменева Татьяна Ивановна, заместитель директора по методической работе СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz