Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Экологическое воспитание школьников


Противоречия: Основное противоречие лежит в самой деятельности учителя - это большой объём информации необходимый для передачи знаний с одной стороны и острый дефицит времени - с другой, сюда же можно прибавить недостаток в оснащении материально-технической базы для проведения занятий. Следствие всего этого мы видим в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения, и, прежде всего учащихся наших школ.

Проблема: Все эти противоречия заставили нас задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.

Цель: Для решения данной проблемы, мы сформулировали цель: Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся.

Задачи: Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создать систему экологической работы в школе, основанную на применении экологических знаний во время уроков, проведении факультативной работы, проведении исследовательской работы по экологии, проведение экологического лагеря в летний период, а также написание и защита проектов;
  2. Привлечь местное население к экологической работе и решению экологических проблем своей местности основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности;
  3. Осуществить мониторинг по проводимой работе.

Сущность опыта: Выход из создавшегося положения основанных на противоречиях видится в совершенствовании технологии обучения и контроля, а также в создании системы экологического воспитания и образования школьников и такая система работы была построена, которая действует по нескольким направлениям, основное из них внеклассная работа по экологии. Здесь применяются принципы личностно - ориентированного обучения с элементами дифференцированного подхода, используется проблемный подход в изложении материала, на некоторых занятиях применяется коллективно-деятельностный способ обучения (работа в парах, группах), также используются игровые и компьютерные технологии (презентации, видеоролики, фотоизображения). Использование таких подходов, методов и средств обучения, вызывает у учащихся интерес к экологической работе и другим смежным предметам.

Одной из форм такой работы может служить проведение в летний период профильного экологического лагеря дневного пребывания. В нашей школе функционирование такого лагеря осуществляется регулярно на протяжении многих лет.

Цель: Экологическое воспитание и образование учащихся школы.

Задачи:

  1. Воспитать любовь и уважение к природе, нравственной и гражданской ответственности за её благополучие;
  2. Приобрести навыки и умения в первичной помощи природе;
  3. Воспитать способность видения окружающего мира;
  4. Развить навыки трудовой сельскохозяйственной деятельности;
  5. Научить элементарным экологическим исследованиям рек.

Программа экологического воспитания и обучения построена по принципу поэтапного развития. Сначала изучается теоретический материал, затем он систематизируется и обобщается и в завершении, он применяется учащимися на практике, во время проведения научных исследований и других практических мероприятий. Такая систематическая работа будет способствовать приобщению учащихся к экологической культуре.

Изучение теоретического материала построено в форме бесед и лекций (объяснительный метод). В заключение лекции, учащимся задаются вопросы проблемного характера, на которые они отвечают, используя свои знания, приобретённые в школе и в жизни (проблемный метод). Также используется частично-поисковый метод, он основывается на самостоятельном изучении школьниками экологического материала из периодической печати, а также использование материала взятого из телепередач и радио. Здесь развивается умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, анализировать её, делать свои выводы.

Обобщение знаний происходит в занимательной форме (игры, викторины, эстафеты, конкурсы). На этапе обобщения используется метод моделирования, где ребята на основе полученной информации создают карту природных и антропогенных катастроф, на которой специальными значками отмечают эти районы стихийных бедствий.

На заключительном этапе учащиеся применяют полученные знания на практике. Этот этап является наиболее важным в познании окружающего мира, в понимании беды родной природы и той посильной помощи, которую ребята могут оказать ей в ходе различных рейдов и экскурсий, а также во время исследовательской работы.

Организация экскурсионной и исследовательской работы: дневные походы - экскурсии по Родному краю, очистка левого берега р. Очёр от мусора, организация наблюдений за состоянием р. Очёр в районе д. Шалаши (гидрометрических, биологических, химических), обустройство места отдыха, расстановка природоохранных аншлагов и знаков, работа на пришкольном участке по посадке и выращиванию сельскохозяйственных культур, экскурсия на метеостанцию г. Оханска, экскурсия в краеведческий музей г. Оханска, поездка в Пермский зоопарк.

Организация воспитательной работы: проведение лекций и бесед на экологическую тематику, просмотр видеофильмов о природных катастрофах "Бушующая планета", праздник "Открытие лагеря", экологическое "Поле Чудес", экологическая викторина "Братья наши меньшие", игра "Найди клад", экологический КВН "Планета в опасности", конкурс рисунков "Человек и природа", беседа о правилах поведения в природе и в лагере, спортивная эстафета с элементами туристических навыков, "День Нептуна", праздник "Закрытие лагеря", экологический морской бой.

Учащиеся должны знать: что такое экология и что она изучает, значение экологических знаний, о красной книге и редких животных Пермской области и России, об экологической обстановке в районе, области, стране, о неблагоприятных в экологическом плане районах страны, понятие экологическая катастрофа, понятие источник загрязнения, об источниках загрязнения водной среды, о путях охраны окружающей среды от загрязнения.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, работать с разными источниками экологических знаний, проводить простейшие наблюдения за состоянием реки, определять источники загрязнения водной среды, осуществлять элементарные природоохранные мероприятия, ухаживать за культурными растениями.

Такая интенсивная целенаправленная работа с учащимися в период проведения летнего лагеря даёт положительный результат. Кроме этого создаются благоприятные условия для исследовательской работы.

Основная исследовательская работа была направлена на изучение экологического состояния р. Очёр. Ребята занимались исследовательской работой на местности, в результате которой были проведены гидрологические, химические и биологические исследования р. Очер в районе лодочной станции у д. Шалаши. Гидрологические исследования проводились под руководством учителя географии. В ходе этой работы был выбран подходящий участок реки, где были измерены её ширина, скорости течения на 5 точках и глубина через каждый метр по поперечному створу через русло. Под руководством учителя биологии были взяты 2 пробы воды для химических исследований, которые включали определение температуры, прозрачности, запаха, окисляемости воды, а также экспресс-метод определения сульфатов и хлоридов в воде. Для биологических исследований со дна реки была взята одна проба зообентоса, по наличию тех или иных организмов в которой, можно будет судить об экологическом состоянии водоёма. В результате совместной работы со студентами биологического факультета ПГУ выяснили что, в донных отложениях присутствовали организмы - хирономиды (5 видов) и моллюски (2 вида), затем по шкале Вудивисса был определён биотический индекс, характеризующий степень загрязнения водоёма, который составил 3-4 (умеренно загрязнённые воды), также было выявлено, что вода относится к 3 классу качества (удовлетворительно чистая), может использоваться для питья с предварительной очисткой, рыбоводства и орошения. Дополнительно, было проведено определение типичных представителей береговой растительности пойменных заливных лугов на исследуемом участке. Результаты проведённых исследований в дальнейшем будут использованы для выступления на районной конференции, а также на уроках по различным предметам в качестве эколого-краеведческого материала.

Ещё одно перспективное направление в нашей экологической работе является активное участие в проектной деятельности. Идеей написания проекта и основой его реализации стала наша исследовательская работа и желание оказать помощь природе родного края, через привлечение к этой работе учащихся школы и местного населения. Внедрение проектных технологий в школьную практику имеет огромное значение для развития важных качеств личности, в том числе и развитие экологического мышления. Участники проектов учатся выявлять наиболее важные проблемы, затем ставят перед собой цель, формулируют задачи и находят наиболее оптимальные способы их достижения. При этом развиваются навыки планирования, коммуникабельности, навыки работы в коллективе. Проектная деятельность учит и требует активности и настойчивости в продвижении своих идей, учит находить положительные и отрицательные стороны своей деятельности, то есть анализировать. Учит презентативности в рекламе своей деятельности. Все эти качества очень необходимы в современном мире, где процветает конкуренция. А для учреждений образования участие в конкурсах проектов это ещё и шанс на выживание. За счёт полученных грантовых средств можно улучшить школьную материально - техническую базу приобретая необходимое оборудование для более качественного обучения своих учеников. В ходе реализации проекта было закуплено и изготовлено необходимое оборудование для проведения экологических исследований реки. Это оборудование будет использоваться в дальнейшей работе экологической направленности. Участники лагеря (20 человек) прошли теоретическую подготовку по экологии, развили свои навыки в практической деятельности и получили элементарные навыки и знания о методах исследования экологического состояния реки. Также были изготовлены и сооружены: 1 беседка для отдыха на берегу р. Очёр, 1 аншлаг экологической тематики "Вода - наша жизнь", 5 природоохранных знаков. Для ознакомления местного населения с нашей работой были выпущены информационно-агитационные листы, в которых мы постарались привлечь население к решению экологических проблем своей местности. В ходе работы над проектом была укреплена связь с районным комитетом по охране окружающей среды. На всех этапах работы по реализации проекта проводилась фотосъёмка, в районной газете была опубликована статья под названием "Ты нам нужна, природа!", в которой говорилось о нашей исследовательской работе, а Оханский информационно-издательский центр отснял видеоматериал на эту же тему. Проектную деятельность будем продолжать вести и в дальнейшем, ведь за ней будущее выживания школ в современных условиях.

В течение нескольких лет в школе велась факультативная работа по экологическому образованию учащихся. По данному курсу составлена программа для 5,6,7 классов. Здесь уделено внимание практической и экскурсионной деятельности, основанной на краеведческом принципе, что важно в условиях сельской школы. Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношении природы и человека.

Структура курса состоит из трёх частей:

  • теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека.
  • практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.
  • коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед.

Важной особенностью разработанных факультативов является их построение по спирали, то есть имеет место возвращение к ранее изученным темам на более высоком уровне.

Такая система внеклассной работы позволяет реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, что обеспечивает формирования экологической культуры учащихся.

Результативность:

  • Факторы успешности: - чёткая постановка целей и задач выполнения экологической работы, - система экологического воспитания и образования должна опираться на применение личностно-ориентированного подхода на основе уровневой дифференциации.
  • Условия обеспечения успешной деятельности учащихся: - единство требований преподавателей, - взаимопонимание со всеми участниками педагогического процесса (с учащимися, преподавателями, родителями, администрацией), - авторитет учителя.
  • Достигнутые результаты:
    1. В школе в течение пяти лет продолжалось формирование системы экологического воспитания и образования учащихся, и она была создана. Более пяти лет в школе в летний период функционирует профильный экологический лагерь дневного пребывания, ведётся исследовательская работа по изучению экологического состояния р. Очер, на протяжении трёх лет в школе проводилась факультативная работа в 5,6 и 7 классах, на уроках учителя успешно используют эколого-краеведческий материал, учителя и учащиеся принимают участие в написании и реализации экологических проектов.
    2. Проводились попытки проведения совместных экологических мероприятий с привлечением местного населения. Нам была оказана незначительная помощь в акции по очистке берега от мусора, а также в сооружении места отдыха. Продолжать работу в этом направлении просто необходимо, так как её перспективы очевидны.
    3. Произошло повышение интереса учащихся к экологической работе (посещение экологического лагеря, участие в экопроектах, в научно-практических конференциях экологической тематики). Более 70 % учащихся в качестве выпускных и переводных экзаменов выбирают географию и биологию, так как именно на этих уроках больше, чем на других используется экологический материал. Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие в районном экологическом слёте, где неоднократно занимали призовые места. В 2004 году наш экологический проект "Ты нам нужна, природа!" стал победителем первого районного конкурса социальных и культурных проектов в номинации экологическое образование и воспитание и получил грант, на средства которого был успешно реализован. Много благодарственных откликов, мы услышали в наш адрес от местного населения во время сооружения беседки на берегу реки.

Свой опыт будем продолжать и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планируется усилить работу с местным населением, работать над созданием в школе научного общества учащихся, чаще использовать мониторинг ситуации и др.

Считаем, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работы.

Литература:
  1. Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2000.
  2. Арнаутов Г.Ю. Интегрированный курс - экология, география, профориентация \\ География в школе №5, 1998г.
  3. Душина И.В. "Методика преподавания географии", М., 1996 г.
  4. Колчанов В.А., Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе "География России" \\ География в школе №3, 1997г .
  5. Родзевич Н.Н. География и экологическая культура \\ География в школе, №3, 1999.
  6. Сенчилов Е.Э. Педагогический опыт \\ География в школе, №4, 1996.

Автор: Болотов Андрей Юрьевич.



Сайт управляется системой uCoz