Межшкольный методический центр
|
||
История математики на уроках и во внеклассной работеПроблема: Отсутствие познавательной активности учащихся. Противоречия:
Цель: развитие познавательной активности учащихся через использование истории математики на уроках и во внеклассной работе, повышение интереса к изучению предмета. Задачи:
Сущность опыта.Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории математики в преподавании. Конкретную помощь учителю в привлечении фактов из истории математики при изучении со школьниками программного материала оказывают пособия (1,2,3) Глейзера Г.И. Пособия автор составил на основе имеющейся историко-математической литературы и тридцатилетнего опыта работы в средней и высшей школе. В них содержится материал по истории математики, который целесообразно сообщать учащимся на уроках, занятиях кружка и факультативных занятиях. Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам. Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечит достижение указанных целей. Координируя изучение математики с другими предметами, в частности с историей общества, подчеркивая роль и влияние практики на развитие математики, указывая условия, а иногда и причины зарождения тех или иных идей и методов, мы тем самым способствуем развитию у школьников диалектического мышления и формированию собственного мировоззрения, содействуем процессу их умственного созревания и сознательному усвоению ими учебного материала. Достигнутое таким образом более глубокое понимание школьного курса математики, безусловно, вызовет у школьников повышение интереса к предмету, развитие их познавательной активности. Если начать такую работу с 4-го класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Отбор конкретного материала и порядок его использования в том или другом классе следует производить в соответствии с учебной программой и учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание и объем, стиль изложения материала также не могут быть одинаковыми в разных классах. Считаем, что в 4-6 классах следует ограничиться некоторыми начальными сведениями из истории математики и обращать внимание учеников на элементарные вопросы развития счета и числительных алгоритмов, математической терминологии и символики, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов. В этих классах следует частично затронуть и некоторые стержневые вопросы истории математики. Например: развитие понятия числа, происхождение и некоторые объекты развития геометрии и алгебры. Целесообразно дать начальные сведения из истории уравнений. Есть немало вопросов из истории математики, к которым приходится возвращаться в курсе средней школы. Опыт работы подсказывает, что следует использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного материала, что способствует повышению интереса учащихся к таким урокам. В 5-9 классах полезно проводить обобщающие беседы, посвященные историческим экскурсам. Например: в 5-м классе - "История десятичных дробей", "Вычисления в практической деятельности человека"; в 6-м классе - "История положительных и отрицательных чисел", "Возникновение и развитие понятия числа", "История употребления буквенной символики"; в 7-м классе - "Роль практики в возникновении и развитии геометрии", "История v постулата Евклида"; в 8-м классе - "История квадратных уравнений"; в 9-м классе - "Истории тригонометрии", "История неевклидовой геометрии", "О логическом строении геометрии и аксиоматическом методе в математике". При сообщении исторического материала может быть использован проблемный подход. Объяснение нового материала начинается с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокого познания окружающего мира. Такой подход к подаче исторического материала, как правило, вызывает большой интерес учащихся к математике. Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учащихся, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка. В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого привлекаются также учащиеся. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы. При этом чтобы приучить учеников к самостоятельности, материал сообщений нужно усложнять. Например: сначала ученику предлагается готовый текст выступления, затем ему дается тема сообщения и рекомендуется литература с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала учителем ученик выступает с подготовленным сообщением в классе. Таким образом, учащиеся приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой. Отбирая для урока биографические данные ученого, целесообразно придерживаться следующих положений:
Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2-5 минут урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме. Главную методическую трудность представляет вопрос о том, как на деле сочетать изучение определенного раздела программы математики с изложением соответствующего исторического материала. Преодолеть эту трудность можно лишь, постепенно, в ходе планомерной и скрупулезной работы. В результате проводимой работы повышается интерес учащихся к изучению математики. Об этом свидетельствует тот факт, что учащиеся ежегодно выбирают математику для прохождения итоговой и промежуточной аттестации, становятся победителями и призерами в районных, областных, зональных олимпиадах, в международном конкурсе "Кенгуру". Качество знаний составляет - 70%, успеваемость - 100%. Учащиеся с желанием посещают математический кружок, групповые и индивидуальные занятия по подготовке к ЕГЭ, факультатив "Занимательная математика", элективные курсы в 10 и 11 классах. Десять выпускников школы получили высшее математическое образование и связали свою жизнь с педагогикой. Данный опыт обобщен на уровне школы, получил положительную оценку экспертной группы при аттестации автора на 1-ю квалификационную категорию. Возможно обобщение данного опыта на уровне районного методического объединения учителей математики. Автор: Меркушева Ольга Александровна, учитель математики Беляевской СОШ. |