Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Воспитание на этнокультурных традициях на уроках истории


Противоречие: зная историю стран Азии и Африки, западной Европы, историю России, дети плохо или вообще не знают историю родного края.

Краеведение обогащает процесс обучения, помогает прививать любовь к Малой Родине, воспитывать растущее поколение в духе патриотизма.

Проблема: Как развивать познавательные интересы учащихся к истории родного края на уроках истории в рамках традиционной программы?

Задачи:

  • Обогатить традиционную программу обучения истории информацией краеведческой направленности.
  • Продумать использование опорных конспектов на занятиях с целью активизации деятельности учащихся
  • Разработать программу внеклассной работы по краеведению, используя форму кружковой деятельности.

В целом моя педагогическая деятельность направлена на ознакомление учащихся с историей разных стран, с целью сохранить историческую преемственность поколений, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов разных стран, формированию социальной и коммуникативной компетентности школьников.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип научности. Школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение учащихся суммой знаний об объективной действительности. На уроках дети знакомятся с новыми понятиями, событиями, которые произошли в прошлом, терминами, датами, знаменитыми личностями. Ребята учатся анализировать, вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Поощряется исследовательская деятельность учащихся, особенно в краеведении.
  2. Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями школьников. Именно поэтому программа изучения истории построена так, что в каждом классе изучается только то, что доступно восприятию данного возраста. Конкретные знания и умения формируются с конкретных шагов, обобщение на уроке идет с нарастанием использования аналогий, сопоставлений, сравнения. При изучении сложного и нового материала привлекаю сильных учеников, при закреплении слабых и средних. В зависимости от уровня обучаемости ученика даю литературу для самостоятельного анализа.
  3. Принцип прочности. Тематика уроков построена так, что изучение нового связывается с ранее пройденным. После изучения нового материала обязательно идет повторение и закрепление материала. После каждой темы проводится обобщающий урок, где дети повторяют, обобщают и показывают качество усвоения материала.
  4. Принцип системности и последовательности. На уроках обществознания дети легче усваивают материал, если получают его в виде определенной системы. Например, при изучении темы "Что делает человека человеком?" сначала дается определение "Человек - это …", затем отличие человека от других живых существ, потом как человек реализует себя и, наконец, дети отвечают на вопрос, который был задан в начале урока "Что делает человека человеком?". На уроках использую схемы, опорные конспекты. Дети на уроках понимают, что события неразрывно связаны друг с другом и часто одно событие провоцирует целую цепь дальнейших событий.
  5. Принцип наглядности обучения. Средствами обеспечения данного принципа служат предметные картины, атласы, карты, различные иллюстрации. Использование наглядности облегчает восприятие и запоминание материала учащимися, так как включается в работу зрительный анализатор.
  6. Принцип сознательности и активности. В начале урока говорится тема и цель урока. Логически увязывая неизвестное с известным, формирую сознательное отношение к воспринимаемому материалу. Воспитываю активность через ситуации, требующие от учащихся обнаружения и объяснения, расхождения между наблюдаемыми фактами и имеющимися знаниями.

Реализация принципов обучения достигается через уроки.

В своей работе практикую разные типы уроков: вводный, комбинированный, урок повторения и обобщения, урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок контроля знаний.

Использование разных методов обучения:

  • Индуктивный - от фактов к выводам - позволяет научить детей самостоятельно делать выводы.
  • Репродуктивный - изложение учителем и усвоение учениками готовых знаний.
  • Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый и исследовательский частично рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Эти методы пользуются большим успехом у учащихся, они с большим удовольствием выступают перед классом со своими работами и видят свою успешность.
  • Наглядный метод.(демонстрации и разбор схем, таблиц, исторических карт, рисунков..)в кабинете истории есть выставка рисунков учащихся по темам, творческие и научные работы учащихся.
  • Включение краеведческого материала в темы занятий. Например: "Гражданская война" - оборона Оханска, "Опричнина" - владения Строгановых в Оханском уезде, "Иван Грозный" - поход Ермака в Сибирь, "Коллективизация" - как она происходила в Оханском районе и т.д.

Мониторинг качества урока. Требования к современному уроку высоки, поэтому на ШМО и самостоятельно после проведения уроков, пользуясь специальными схемами, проводим мониторинг качества урока.

Организация внеурочной деятельности. 3 года я вела кружок "Юный краевед". Местный материал доступен ребенку для усвоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить достижения сего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Приобретая знания об исторических фактах, событиях истории края в целом они участвовали в познавательной деятельности. Преобразовательная деятельность заключалась в создании духовно-патриотических ценностей (выставки, шефство над семьями погибших в годы ВОВ). Ребята неоднократно встречались с Поповой Людмилой Алексеевной, Власовой Надеждой Степановной. На таких встречах старшее поколение знакомит с традициями, передает опыт младшим поколениям. Коммуникативная деятельность развивает у школьников навыки общения. Очень часто мы были гостями в краеведческом музее, где ребята знакомились с историей родного края. Занятия в форме игры помогали развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками. Ценностно-ориентационная деятельность, участие в историко-краеведческой деятельности помогает формированию нравственных качеств школьников, влияет на их историческое самопознание и самоопределение.

В 2002-2003, 2003-2004 г. вела факультатив "правоведение". На этих занятиях углублялись знания о государстве как главном звене политической организации общества, о политике, ее функциях, взаимосвязи с другими сферами жизни.

Чрез проведение тематических классных часов. Например: "Права и обязанности школьников", "Основной закон государства", "день памяти воинов-интернационалистов", "об истории школы", "Малая Родина", "День победы" и др.

Проведение тематических экскурсий, походов. Например, осенью 2004 г. с 5-классниками состоялась игра "Древние люди", где сами они были в образе древних людей.

Использую 3 техники слушания: активное, пассивное, эмпатийное. Предмет устный , главное - это слово. Но учитель должен не только сам говорить, но и уметь слушать.

Я работаю по традиционной системе обучения, но часто использую приемы и формы обучения из инновационных технологий. Например, иногда на уроках истории пишем конспекты с опорными сигналами. Урок с использованием пиктограмм результативен в среднем звене. Но подготовка и проведение таких уроков требует много сил, времени. Активизировать учащихся помогает использование проблемных вопросов и ситуаций.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на опыт В.А. Караковского. основной идеей организации учебно-воспитательного процесса по его системе в школе является целостность. Обучение, воспитание и развитие человека должны осуществляться в единой личностно-ориентированной системе. Поэтому на каждый урок я ставлю обучающую, воспитывающую и развивающую цель. В его системе 4 принципа: гуманизации, дифференциации, природосообразности и системности. Пользуясь его опытом, я строила работу кружка по системе ключевых дел. Мы могли несколько занятий готовиться к одному мероприятию. После его удачного проведения дети испытывают удовольствие от своей деятельности. Также по его системе провожу диагностику 2 раза в год.

Традиционная система обучения с элементами инноваций дает неплохие результаты. Так, в 2003 -2004 уч.г. я обучала истории 248 человек, из них на "4 и 5" - 148 человек, что составляет 60 %, обществознанию - 70 чел., из них 43 - на "4 и 5" - 61 %. В конце года, сдавая выпускные экзамены (9класс) и переводные (8 класс) учащиеся показали хорошие результаты:

Учебный год Предмет Класс Число сдававших "4 и 5" В %
2003/2004 История 9 10 10 100
8 18 15 83
2002/2003 История 8 14 11 78,5
Обществознание. 8 14 13 93

В 2002 г. команда учащихся 7-х классов заняла второе место по району.

В 2003 г. - третье в конкурсе "Знатоки истории".

В 2003 г. ребята из кружка "Юный краевед" заняли 1 место в игре "Старина Оханская", 1 место - "По страницам пионерии". Макаричев И. В. 2003/2004 уч.г. занял 1 место в игре ЛИС, в 2004 г. Шарова К. заняла 2 место в районной олимпиаде по обществознанию.

Эти результаты достигнуты за счет классно-урочной системы, кружковой работы, использование факультативных занятий по обществознанию, организацию консультаций и индивидуальной работы с детьми с повышенной степенью обучаемости.

Литература:
  1. Корнетов Г.Б. "Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса обучения". Журнал "Завуч".
  2. Научно-методический журнал "Классный руководитель". № 4 2001 г.
  3. Караковский В.А. "Воспитание, воспитание, воспитание…"

Автор: Менлышева Елена Анатольевна, учитель истории СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz