Межшкольный методический центр
|
||
Воспитание на этнокультурных традициях на уроках историиПротиворечие: зная историю стран Азии и Африки, западной Европы, историю России, дети плохо или вообще не знают историю родного края. Краеведение обогащает процесс обучения, помогает прививать любовь к Малой Родине, воспитывать растущее поколение в духе патриотизма. Проблема: Как развивать познавательные интересы учащихся к истории родного края на уроках истории в рамках традиционной программы? Задачи:
В целом моя педагогическая деятельность направлена на ознакомление учащихся с историей разных стран, с целью сохранить историческую преемственность поколений, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов разных стран, формированию социальной и коммуникативной компетентности школьников. В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
Реализация принципов обучения достигается через уроки. В своей работе практикую разные типы уроков: вводный, комбинированный, урок повторения и обобщения, урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок контроля знаний. Использование разных методов обучения:
Мониторинг качества урока. Требования к современному уроку высоки, поэтому на ШМО и самостоятельно после проведения уроков, пользуясь специальными схемами, проводим мониторинг качества урока. Организация внеурочной деятельности. 3 года я вела кружок "Юный краевед". Местный материал доступен ребенку для усвоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить достижения сего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Приобретая знания об исторических фактах, событиях истории края в целом они участвовали в познавательной деятельности. Преобразовательная деятельность заключалась в создании духовно-патриотических ценностей (выставки, шефство над семьями погибших в годы ВОВ). Ребята неоднократно встречались с Поповой Людмилой Алексеевной, Власовой Надеждой Степановной. На таких встречах старшее поколение знакомит с традициями, передает опыт младшим поколениям. Коммуникативная деятельность развивает у школьников навыки общения. Очень часто мы были гостями в краеведческом музее, где ребята знакомились с историей родного края. Занятия в форме игры помогали развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками. Ценностно-ориентационная деятельность, участие в историко-краеведческой деятельности помогает формированию нравственных качеств школьников, влияет на их историческое самопознание и самоопределение. В 2002-2003, 2003-2004 г. вела факультатив "правоведение". На этих занятиях углублялись знания о государстве как главном звене политической организации общества, о политике, ее функциях, взаимосвязи с другими сферами жизни. Чрез проведение тематических классных часов. Например: "Права и обязанности школьников", "Основной закон государства", "день памяти воинов-интернационалистов", "об истории школы", "Малая Родина", "День победы" и др. Проведение тематических экскурсий, походов. Например, осенью 2004 г. с 5-классниками состоялась игра "Древние люди", где сами они были в образе древних людей. Использую 3 техники слушания: активное, пассивное, эмпатийное. Предмет устный , главное - это слово. Но учитель должен не только сам говорить, но и уметь слушать. Я работаю по традиционной системе обучения, но часто использую приемы и формы обучения из инновационных технологий. Например, иногда на уроках истории пишем конспекты с опорными сигналами. Урок с использованием пиктограмм результативен в среднем звене. Но подготовка и проведение таких уроков требует много сил, времени. Активизировать учащихся помогает использование проблемных вопросов и ситуаций. В своей педагогической деятельности я опираюсь на опыт В.А. Караковского. основной идеей организации учебно-воспитательного процесса по его системе в школе является целостность. Обучение, воспитание и развитие человека должны осуществляться в единой личностно-ориентированной системе. Поэтому на каждый урок я ставлю обучающую, воспитывающую и развивающую цель. В его системе 4 принципа: гуманизации, дифференциации, природосообразности и системности. Пользуясь его опытом, я строила работу кружка по системе ключевых дел. Мы могли несколько занятий готовиться к одному мероприятию. После его удачного проведения дети испытывают удовольствие от своей деятельности. Также по его системе провожу диагностику 2 раза в год. Традиционная система обучения с элементами инноваций дает неплохие результаты. Так, в 2003 -2004 уч.г. я обучала истории 248 человек, из них на "4 и 5" - 148 человек, что составляет 60 %, обществознанию - 70 чел., из них 43 - на "4 и 5" - 61 %. В конце года, сдавая выпускные экзамены (9класс) и переводные (8 класс) учащиеся показали хорошие результаты:
В 2002 г. команда учащихся 7-х классов заняла второе место по району. В 2003 г. - третье в конкурсе "Знатоки истории". В 2003 г. ребята из кружка "Юный краевед" заняли 1 место в игре "Старина Оханская", 1 место - "По страницам пионерии". Макаричев И. В. 2003/2004 уч.г. занял 1 место в игре ЛИС, в 2004 г. Шарова К. заняла 2 место в районной олимпиаде по обществознанию. Эти результаты достигнуты за счет классно-урочной системы, кружковой работы, использование факультативных занятий по обществознанию, организацию консультаций и индивидуальной работы с детьми с повышенной степенью обучаемости.
Автор: Менлышева Елена Анатольевна, учитель истории СОШ №1 г.Оханска. |