Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Поиск путей освоения и систематизации знаний учащихся по информационным процессам в системах, не связанных с предметом информатика


"Знание - есть только путь к силе. Теоремы служат только решению проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие или практический успех"
Т. Гоббс [1]

Основной целью изучения информатики и информационно коммуникационных технологий является:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построение описаний объектов и процессов, позволяющих осуществить их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах. [2, 26]

Для реализации этой цели необходимо использовать межпредметные связи. Это возможно в двух направлениях:

  • организация постоянного взаимовыгодного сотрудничество учителя информатики и учителей других предметов;
  • расширение компетенции учителя информатики в образовательных областях других учебных предметов.

Вот здесь и возникает противоречие: С одной стороны, выпускник школы должен решать проблемы на стыке образовательных наук, а с другой стороны - узкая специализация учителей-предметников затрудняет организацию подобного процесса обучения.

Таким образом, возникает проблема: как учителю информатики помочь учащимся освоить и систематизировать знания, относящиеся к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах?

В связи с этим целью данной работы является поиск путей решения в освоении и систематизации знаний учащихся, относящихся к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах.

Задачи:

  1. Изучение опыта работы коллег по материалам периодической печати.
  2. Разработка и проведение интегрированных с информатикой уроков для учителей предметников (биология, технология, обществоведение, экология).
  3. Разработка и проведение уроков информатики, затрагивающих смежные области образования, позволяющих составить описание объектов и процессов, осуществить их компьютерное моделирование.

Используя материалы "УГ", "Информатика и образование", "Вестник образования", а так же материалы образовательных сайтов Интернета для передачи сущности деятельности по организации межпредметных связей на уроках информатики выделим инвариантную во времени часть и вариативную, гибко отражающую передовые достижения техники и программного обеспечения.

Инвариантная часть преподавания информатики, которую представляют также и межпредметные связи:

  • качество информации и ее показатели; классификация информации в целях управления; причины и источники ошибок при сборе и обработке информации;
  • понятие системы и принцип системного подхода; роль информации в системе управления; автоматизированная система - назначение, виды, средства обеспечения и требования к ним;
  • эргономика взаимодействия в системе "человек - машина"; пользовательский интерфейс и требования к нему;
  • формализация задачи; модели, их классификация, выбор моделей; имитационное моделирование.

Вариативную часть курса составляют методы и средства информационных технологий общего назначения и отражающие специфику профиля учебного заведения. [3,5]

На уроках информатики по изучению процессов в биологических, технологических и социальных средах компьютер действительно необходим, прежде всего, как инструмент решения задач моделирования. В условиях же дефицита часов и общей перегрузки школьников это прекрасный шанс закрепить полученные знания естественных предметов и знания компьютерных технологий.

Однако следует сказать, что процесс решения задачи сам по себе является технологией, т. е. вполне определенной последовательностью действий: которая начинается вовсе не с использования компьютера, а с "уяснения задачи". В применении к информатике "уяснение" означает умение выделить в поставленной задаче информационный компонент (например, в задачах управления необходима информация о текущем состоянии объекта). Естественно, для этого нужно иметь вполне конкретные знания об основных свойствах информации.

Далее, этот информационный компонент необходимо формализовать, т. е. отбросить все лишнее и сосредоточиться на главном. Это также достигается с помощью определенной технологии (уточнение целей и аспектов формализации). В конечном итоге получается информационная модель, которая, в принципе, может быть адекватна или не адекватна выделенному компоненту и целям моделирования.

Наконец, на основе этой модели необходимо спроектировать процесс решения задачи, т. е. организовать управление информационным процессом с целью получения конкретного результата. Именно на этом этапе, как правило, и возникает необходимость в использовании компьютера. [4, 5]

Результативность. Был подготовлен и проведен интегрированный урок географии - информатики по теме "Лесная промышленность" (учитель Россомагина Н.В., Пешнина Л.В.).

А так же разработаны и проведены уроки, затрагивающие смежные области образования:

  • математика. Темы: "Построение графиков функций" (11класс), "Решение уравнений" (11класс), "Решение систем уравнений" (11класс), "Построение графиков функций" (10класс), "Построение плоскостей в трехмерной системе координат" (11класс);
  • экология. Темы: "Заболеваемость астмой в зависимости от концентрации угарного газа" (11 класс), "Как организовать летом отдых на поляне и не нанести ей непоправимого вреда" (10класс), "Нахождение функции зависимости температуры от широты нахождения города" (11класс);
  • экономика. Темы: "Семейный бюджет" (10класс); "Оптимальное планирование работы школьной пекарни" (11класс); "Влияние фирмы- монополиста на рыночное равновесие" (11класс), "Рыночное равновесие" (9 класс), "Расчет заработной платы" (11класс);
  • физика. Темы: "Табличное и графическое представление зависимости падения тела от высоты" (11 класс).

Была оказана помощь учителям при подготовке к урокам:

  • география. Темы: "Малые государства Европы" (10 класс), "Анализ дневника погоды" (5 класс), "Лесная промышленность" (9 класс), "Транспорт России" (8класс), "Контрольное тестирование в 10, 6 классах".
  • классный час. "Путешествие по Москве" (3б класс), "Битва за Москву" (9 класс), "Новый год шагает по планете"(8класс), "Правила поведения в природе" (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), "Права человека" (7, 8, 9, 10 классы).

Реализация межпредметного подхода в школе имеет следующие достоинства:

  1. Перспектива устойчивого (длительного) применения в учебном процессе.
  2. Увеличение мотивации для формирования мировоззренческих представлений о роли информации в управлении и усиление межпредметных связей. Формируется новый тип мышления, направленный на поиск оптимальных решений.
  3. Стремление усвоить новые знания и умения, с целью их последующего практического применения, является, движущей силой познавательного процесса учащихся, так как использование ИКТ:
    • повышает положительную мотивацию учащихся к учению,
    • активизирует познавательную деятельность,
    • развивает мышление и творческие способности ребенка и не только на уроках информатики,
    • формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе,
    • дает опыт объединения знаний для решения проблем в биологических, технологических и социальных системах. [5, 1]

Целенаправленная работа по данной проблеме способствует повышению интереса обучающихся к изучению информатики и ИКТ, о чем свидетельствует следующее:

  • посещение старшеклассниками:
    • факультатива "Программирование на языке HTML". Участники этого объединения обновляют школьный сайт;
    • занятий школьного информационного центра, где каждый участник занимается своей учебно-исследовательской работой;
  • наполняемость летних профильных информационных лагерей:
    • 2003 г. 9-10 классы "Программирование на языке HTML", создание школьного сайта;
    • 2004 г. 3 класс "Рисовашка", работа в графическом конструкторе;
  • участие детей в конкурсах социально-экономических проектов
    • 2003 г. Создание школьного информационного центра
    • 2004 г. Создание школьного Web- музея.
Литература
  1. Гоббс Т. Основы философии. Часть первая: Соч. в двух томах Т.1 М, 1989.
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Информатика и образование, 4-2004
  3. Бешенков С.А. О чем недоговаривает новый проект общеобразовательного стандарта. Информатика и образование. 10-2003.
  4. Осин А. Мультимедиа в образовании. 10-2005
  5. Леонов Н.Н. Методический подход к разработке стандарта образования по информатике. http:/ito.org.ru/

Автор: Пешнина Любовь Вячеславовна, учитель информатики СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz