Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Развитие внимания в процессе учебной деятельности


Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается не только цена ошибки, но и ее вероятность. Каждый день на маленького человека обрушивается огромный поток информации, превышающий его возможности. Что поможет школьнику выбрать из этого потока только самое ценное, нужное и актуальное? Эту работу выполнит внимание. Именно избирательные возможности помогают человеку приспособиться к жизни в обществе, а значит, и выжить. Внимание понимают как направленность и сосредоточенность человека на внешнем или внутреннем объекте или деятельности, обеспечивающие оптимальное восприятие и реакцию человека на конкретную информацию.

Внимание развивается и проявляется в деятельности человека: практической или умственной, внешней или внутренней. Оно организует поведение ребенка особым образом и направляет его на какой-либо объект или деятельность. К.Д.Ушинский называл внимание воротами "для всего, что входит в душу" и предлагал рассматривать его "...как мерило развития и показатель исправления души". В подтверждение этому приводил народные пословицы: "У кого что болит, тот про то и говорит", "Что кого занимает, тот к тому и прислушивается".

Ушинский считал, что вся природа, история и статистика души проглядывают более всего во внимании, чем в чем-нибудь другом. Хорошее внимание важнейшее условие успешного школьного обучения. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (например, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, слушаем учителя и т.д.); в ходе мыслительных операций (сравниваем, выделяем, а затем обобщаем, признаки определенных объектов и т.д.); при речевом общении (следим за своей речью и речью собеседника и т.д.); при запоминании, воспроизведении и т.д.

Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за несформированности, ребенок испытывает трудности в школе. В случае умственной отсталости нарушения внимания постоянны и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их.

По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у умственно-отсталых детей сужен объем внимания.

Бросая взор на какой-либо объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой.

Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать два дела одновременно. Зная эти особенности, хочу помочь детям сосредоточенно работать в течение определенного времени, учить, не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Главное - всемерно помочь им в первые школьные годы, чтобы у них не выработалось отрицательного отношения к учению.

Передо мною встала проблема: "Что делать и как делать? С чего начинать?" Изучив популярное пособие для родителей и педагогов Л. В. Леремошкиной "Развитие внимания детей", свою работу стала строить в нескольких направлениях: первое и главное - это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье - создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой формирование положительной мотивации учебы.

Развитие внимания осуществляется под руководством взрослых. В повседневной жизни ребенок учится пользоваться выработанными человечеством культурными средствами, управляющими вниманием: знаковыми и организующими.

Со знаковыми средствами (жест, слово, наглядный образ) ребенок знакомится еще в младшем возрасте: сначала в игре, в общении со взрослыми и сверстниками, а затем в сознательно организованной деятельности.

Освоение знаковых средств ускоряет развитие произвольного внимания.

Этими средствами ребенок сначала пользуется во внешнем плане, а затем они усваиваются и превращаются в психический механизм, управляющий вниманием ребенка изнутри.

Организующие средства (цель, план, действия, контроль, оценка результата) формируются в процессе освоения различных видов деятельности: игровой деятельности, бытовом труде, ручных видах труда, лепке, рисовании, конструировании, на занятиях с книгой и т.д. Они способствуют развитию элементов произвольного внимания младших школьников.

Под влиянием учебной деятельности произвольное внимание становится ведущим. При обучении любой деятельности перед детьми ставлю образную, конкретную, вызывающую положи отельные чувства, близкую, доступную пониманию цель. Иногда, в ходе деятельности еще раз напоминаю ее детям.

Именно цель, понятая ребенком, детально разобранная, помогает мобилизовать нужные для ее достижения психические механизмы.

Путь к достижению цели должен указать план. План направляет внимание детей в определенной последовательности на необходимую информацию, орудия труда, последовательность действий. Иногда, в своей работе использую наглядные карты, на которых в знаковой форме изображают этапы работы.

Процесс освоения практических и умственных действий позволяет облегчить метод известного отечественного психолога П. Я. Пальперина. В соответствии с этим методом деятельность разбиваю на отдельные действия, четко формируя их в словесной форме. В процессе обучения дети учатся проговаривать действия вслух, затем - шепотом и только потом про себя. Внутренние команды начинают руководить действиями ребенка, обеспечивая эффективность работы.

Последовательность действий, например, на уроках труда и рисования сопровождаю наглядными схемами, подкрепляю показом. Для правильности совершенных действий обучаю детей разными способами контроля. Применяю приемы самопроверки и взаимопроверки, которыми дети пользуются после выполненной работы. Этому приему последующего контроля обучены в классе все дети, но не у всех проверка получается качественной. Затрудняющимся учащимся оказывают помощь.

Дети учатся отдельным элементам текущего контроля. Так, на уроках русского языка по ходу записи слов на доске дети учатся сопоставлять написанное с применяемым правилом, сравнивают написанное со словами в словаре и т.д. Вообще для детей отстающих в развитии, контроль - это трудная задача, но стремиться к этому в простейших видах деятельности необходимо.

Анализом результата и его сопоставлением с целью является оценка. В моем классе дети чаще оценивают результаты своих товарищей. Собственные результаты оцениваются не всегда адекватно. Поэтому мы учимся этой работе.

Желание складывается из успехов, позитивного отношения к себе, уверенности в своих силах. Многие дети коррекционной школы постоянно чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся ошибиться. У них занижена самооценка.

Поэтому, необходимо подбодрить таких учащихся, оказать им помощь, заинтересовать работой, подобрать посильные задания. Включение в учебную деятельность разнообразных по форме заданий, игр и упражнений помогает обеспечить охранительный режим обучения и сформировать более прочные умения.

Игра, так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности. Игра средство индивидуального самовыражения каждого ребенка. В игре дети избавляются от страха и неуверенности в себе.

Различные задания, упражнения и игры я беру из книг:

  1. С. Д. Забрамная "Ваш ребенок учится во вспомогательной школе".
  2. Л. В. Черемошкина "Развитие внимания детей".
  3. Г. Бардиер "Я хочу".
  4. С. Е. Гаврина "Развиваем внимание", рабочая тетрадь.
  5. "Энциклопедия воспитания и развития ребенка" под редакцией Л. Ю. Субботиной.

Задания из этих книг не требует большого умственного напряжения, поэтому, с удовольствием выполняются всеми детьми. Они используются в качестве передышки между различными видами деятельности, используются и в начале урока и в конце.

Приводится разработка урока математики в 3 классе.

Приведенные задания и игры вызывают интерес учащихся, а значит, дети научатся управлять своим вниманием, оно станет более устойчивым, увеличивается его объем.

Практика показала эффективность такой организации обучения: ученики стали более внимательно слушать объяснение учителя; более сосредоточенно работать над заданием; повысилась общая заинтересованность к учебе, а главное - развиваются и корректируются различные аспекты личности ребенка.

Внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребенка, его психической активности и от многих других причин.

Важно помочь детям поверить в собственные силы, создать благоприятные условия для занятий, требующих внимания и сосредоточенности. При организации занятий следует устранить влияние отрицательных факторов и усилить положительные: яркость и четкость раздражителей, использование знаковых и организующих средств. Необходимы доступность требований, посильность заданий, наличие интереса, вооружение специальными приемами, облегчающими удержание внимания на объекте, напоминание цели, знакомство с планом работы, одобрение, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.

Автор: Быкова Нина Викторовна, учитель начальных классов МСКОУ для обучающихся с отклонениями в развитии школа-интернат 8 вида.




Сайт управляется системой uCoz