Межшкольный методический центр
|
||
Развитие творчества детей в образовательно-воспитательном процессеНепреодолима любовь детей к рисованию. Это не случайно. Именно рисование предоставляет ребёнку возможность наиболее легко выразить то, что им владеет, занимает его воображение. Ребёнок радуется возможности творить своими руками новый мир - такой, каким он хотел бы его видеть. Зачастую в его душе остаётся глубокий след от событий: хороших и плохих. Реальность и вымысел комбинируются, отражаются на его поведении и творческих работах, в которых он свою проблему материализует, переводит из внутреннего во внешний мир, как бы сбрасывает со своих плеч. Чаще бывает так, что ребёнку легче нарисовать свои мечты и страхи, чем их объяснить. Я очень не люблю ставить "3" и "2". Бывает, что я что-то хвалю в плохом рисунке, и тут же говорю об ошибках, советую ученику их исправить. Показываю работы детей из предыдущих классов, оцененные на "4" и "5". Иногда явно неудавшиеся работы показываю, чтобы подбодрить ученика: "У тебя гораздо лучше, но нужно ещё немного поработать". Дети интуитивно чувствуют эмоциональность цвета. Они выражают радостные чувства яркими цветами, внутреннее напряжение - тусклыми, мрачными. Иногда бывает и так: жизнь ребёнка сложная, трудная, а свою потребность в красоте он выражает яркими, сочными сочетаниями красок. Спокойный, радостный ребёнок, чаще работает в светлой гамме, возбуждённый - в красновато-коричневой. Напряжённое сочетание черного и жёлтого говорит о внутреннем дискомфорте ребёнка. Иногда вообще не ставлю оценку, чтобы не зарубить состояние ребёнка. Иногда работы бывают мрачноваты и скупы в деталях, но выполнены аккуратно - тогда стараюсь похвалить работу. Депрессия, агрессия, застенчивость - проявляется не только в цветовых сочетаниях, но и в движениях, жестах, речи ребёнка. Рисование помогают отвлечься, побыть час "в ином пространстве", а порой и преодолеть кризисное состояние. Когда дети работают по темам, которые они хорошо знают, о чём много думают - развивается их интерес к окружающему миру, что помогает им больше понимать, сравнивать и анализировать. Младшие школьники любят рисовать солнце, лица их при этом просветляются, да и само солнце они рисуют с улыбкой и глазами. Любят рисовать деревья, животных, мальчики рисуют технику и активные действия. Учитывая это, стараюсь придумывать больше индивидуальных заданий, вариантов. Это поможет ребёнку чувствовать свою значимость. Он постарается выполнить задание не так, как все, а по-своему, необычно. На уроках постоянно приходиться сталкиваться с удивительной способностью детей думать обо всём сразу и всё успевать. "Разговорчивые" предпочитают работать фломастерами (так быстрее и ярче). Весь урок, с начала и до конца, объединившись в пары, они рисуют, разговаривая и обсуждая события, разворачивающееся на альбомном листе. Они вскрикивают, спорят, выясняют отношения, обсуждают поведение героев. К концу урока (а то и раньше) они самые первые бегут "за пятёрками", продолжая рассказывать всё, что случилось на листе бумаги. Интересные работы получаются у "молчунов". Эти дети впитывают все эмоции и понятия сразу, работают аккуратно, не отрываясь ни на секунду от дела; в работах изображают самые мельчайшие подробности. Их рисунки основательные, спокойные. В течение года у одних и тех же ребят то получаются очень интересные работы, то не получаются вовсе, иногда они сдают неоконченные рисунки. Как оценить творческий процесс? Очень важно в этих случаях не акцентировать внимание ребёнка на неудачах, а наоборот выразить уверенность в его способностях. Задача педагога - развить у учащихся образное мышление, творческие способности, дать основу профессиональных навыков и знаний! Но всё начинается с индивидуального подхода, просто уважения к человеку, с заинтересованного внимания к нему. Автор: Федотова Ольга Михайловна, учитель ИЗО Таборской СОШ. |