Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Практико-ориентированное образование


В современной образовательной школе особое место в развитии личности школьников занимают искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Методологическая база художественных дисциплин (ИЗО, музыки, МХК) как вызов искусства и учебных предметов основана на таких ведущих принципах отечественной теории культуры как единство материальной и духовной культуры, историческая преемственность в развитии материальной культуры, которая основу преемственности в развитии культуры в целом.

Реализация идей отечественной теории культуры, общепедагогических положений и принципов дидактики позволяет достичь главной цели преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях - воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордится достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Современные общеобразовательные учебные заведения, в зависимости от конкретных условий методики преподавания различных видов искусства, должны ориентировать на четко определенные ведущие направления в обучении и воспитании. Ими являются - развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоение им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства, музыки, освоении традиции русской художественной школы, народных художественных ремесел, - воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве, возрождать все ценное, что имеется в родном крае, в родном отечестве.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" изучается в 1-8 классах Таборской средней школы на основе курса "Изобразительное искусство и художественный труд" (авт. колл. под рук. Б. М. Йеменского).

Сознательно - целенаправленная деятельность.

Программа предоставляет каждому ученику свободу для художественно - творческого решения общей учебной задачи.

Деловые игры на уроке.

Игра в художников и зрителей: на протяжении урока учащиеся меняют позицию, выступая то в роли зрителя, то в роли художника, тем самым, приобщаясь к специфике основных видов деятельности (восприятия и созидания).

Связывать практическую работу с представлениями о большом и увлекательном мире искусства младшим школьникам помогают "три брата мастера" (мастер изображения, мастер украшения, и мастер постройки).

Эти деловые игры - один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества учителя с учеником.

Обсуждение работы учащихся.

Обсуждение работ, сделанных на данном или предыдущем уроке, активизирует внимание детей, они с готовностью в ней участвуют. Обсуждаются и достоинства и недостатки работ. Дети сами находят слова для выражения понимания, своего эмоционального отношения.

Домашние задания.

Задания на дом вводятся для расширения представления о связях искусства с жизнью, для наблюдение явлений искусства в реальной, окружающей ребенка жизни.

Сочетания восприятия и созидания.

На каждом уроке время восприятие и созидания может распределяться по разному в зависимости от условий проведения урока, темы и наличие пособий.

Восприятие и запоминание работ художников.

Обширность предлагаемого наглядного материала не означает необходимости его полной демонстрации и запоминания. Важно постепенное и осмысленное в свете задач четверти и года расширение зрительного ряда на примере выдающихся произведений крупнейших русских и зарубежных классиков.

Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой.

Связь с музыкой и поэзией позволяет образнее раскрыть тему урока.

Выставка работ учащихся.

Выставки работ учащихся создают эстетически богатую среду, дают радость детям, ощущающим нужность своего труда что естественно, увеличивает их желание работать.

Коллективное творчество.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются в процессе коллективного творчества. Выполненные панно или конструктивные задания - хорошее украшение класса, школы.

Приступая к занятиям по этой программе, ребенок, прежде всего, учится с родственным вниманием (выражение М. Пришвина) вглядываться в окружающий мир и не просто любоваться внешней красотой явлений природы, цветом и ароматом растений и т. д. но видеть во всем этом настроение, внутреннее состояние, характер - нечто созвучное внутреннему миру человека. А, занимаясь практическим творчеством, школьник учится не просто собрать предметы, воссоздавать их внешний облик, но и выражать чувства, оценку, свое отношение, придавая эмоциональную выразительность цвету, линии, всем изобразительным средствам. Выполняя такие задания, ребенок укрепляет свои эмоциональные связи с миром, постоянно осознает свое неравнодушное, оценивающее, сопричастное отношение к близким людям, сказочным персонажам, к животным и растениям, предметам быта - и посильно выражает его в художественном творчестве.

Автор: Федотова Ольга Михайловна, учитель ИЗО Таборской СОШ.




Сайт управляется системой uCoz