Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Активные формы обучения


Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания, и усвоение учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Работая по программе Б. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" я пришла к выводу, что на уроках можно расширить круг материалов и техник, не нарушая логики программы.

Приведу несколько примеров нестандартных методов рисования.

Очень интересные работы получаются в технике:

  1. Граттаж (от фран. gratter - скрести, царапать). Плотная бумага тщательно протирается парафином, воском (свечи), равномерно покрывается гуашью (можно с тушью, густым шампунем) любого цвета, но чаще черного, синего. Когда краска высохнет, то пером, иглой проскабливаются, процарапываются штрихи, линий. Если до парафина бумагу покрыть акварельными красками, то штрихи будут цветными. В этой технике мы выполняли работы по темам: "Космос", "Ночной пейзаж", "Сказочные птицы".
  2. Монотипия (от греч. "Монос" один). На лощеный лист бумаги (стекла) наносится рисунок гуашью, масляными красками, например пейзаж, натюрморт. Затем сверху накладывается чистый лист, валиком или рукой приглаживается к поверхности, затем снимается, получается единственный отпечаток,краски на нем немного размыты, нет четких границ, но в этом-то и прелесть. Когда рисунок высохнет можно тонкой кистью добавить некоторые детали. В технике "Монотипии" выполняли пейзажи.
  3. Коллаж (от фран. collage - приклеивание, наклейка) - путем наклеивания на какую-либо основу (обычно бумагу, картон) материалов различных по цвету и фактуре (ткань, кружево, веревка, фольга и др.). В технике коллажа и аштликации выполняем работу по теме "Портрет".
  4. Рисование по мокрой бумаге (или "по сырому"). На палитру набирается, акварель трех (можно более) цветов. Губкой или большой кистью смачивается водой лист бумаги. Корогкими легкими мазками наносится краска на мокрую бумагу. Краска при этом растирается, смешивается с другими. Такой прием используем изображения фона пейзажа (например: море, небо) когда фон просохнет можно нанести другие предметы (деревья, дома и т. п.)
  5. Кляксография. Смочить водой лист бумаги и поставить на нем несколько чернильных клякс. Когда бумага просохнет, детали дорисовываются фломастером или перьевой ручкой. Если ставить вплотную друг к другу - цвета перемешиваются.
  6. Пальчиковая живопись. В этой технике выполняется панно "Подводный мир". Чтобы сделать фон, кистью синей краской намазывается кусок целлофанового пакета. Затем на целлофан накладывается бумага и слегка приглаживается, снимается и дается просохнуть. Отпечатки можно выполнять не только пальчиками (подушечками), но и мизинцем в длину, тыльной стороной пальцев, пальцами ближе к костяшкам, большим пальцем. Морские коньки, рыбки, крабы, - все это можно изобразить с помощью пальцев руки.
  7. Восковые карандаши. С их помощью и еще с акварелью можно создавать интересные картины. Например "Звездный салют", "Фантастический город". По всему листу рисуются звезды. Каждую звездочку рисуют двумя цветами, также рисуют звездам хвост. В баночке разводят побольше синей акварели, не слишком жидкой. При помощи кисти весь рисунок заливается акварелью. Краска стекает с воска и звезды проступают.
  8. Рисунки с солью. Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и при высыхании создает эффект зернистости. Рисовать нужно очень быстро, потому что соль сыплется только на влажную краску. После того, как рисунок хорошо просохнет, лишнюю соль можно стряхнуть, прилипшую соль - соскрести, а можно и оставить на рисунке, тогда получится эффект шероховатой, как будто песчаной поверхности.
  9. Одним из нетрадиционных методов рисования можно назвать графический рисунок, выполненный на бумаге с помощью карандаша и резинки. Этот метод придумали сами дети и с удовольствием выполняли работы в жанре графического пейзажа. Суть его в следующем: лист бумаги заштриховывается простым карандашом, затем при помощи резинки высветляются контуры ( деревья, дома, солнце, луна, звезды и т.п.).
  10. Бумажная пластика. В этой технике выполняются маски, причем персонажи берутся из фантастического мира. Обычно маски инопланетян. Замечено, что изображение нереальных несуществующих существ у детей получаются живее, интереснее, ярче, чем знакомых, привычных, много раз виденных персонажей.

Автор: Федотова Ольга Михайловна, учитель ИЗО Таборской СОШ.




Сайт управляется системой uCoz