Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Социальный проект как форма летнего оздоровления
(из опыта работы школы)


Толковый словарь иноязычных слов определяет «социализацию», как процесс становления личности, усвоения человеческих знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу. Педагогический коллектив средней школы №1 г.Оханска считает, что наиболее продуктивным периодом для процесса социализации являются летние каникулы.

Много лет на базе школы работает летнее объединение «Содружество», которое объединяет ребят от будущих первоклассников до десятиклассников. В основу реализации программы заложены различные принципы и подходы.

Одним из принципов программы является принцип эффективности социального взаимодействия. Он предполагает осуществление взаимодействия учащихся в коллективах разновозрастного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создать условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Создание и деятельность разновозрастных отрядов, привлечение старшеклассников к работе вожатых позволяет сформировать у учащихся такие качества как толерантность, ответственность, уважение, умение поддержать, прийти на помощь, чувство ответственности. Как правило, такие объединения живут очень яркой жизнью. Мероприятия разноплановые, нестандартные, интересные, своеобразие их объясняется тем, по мнению Л.С. Выготского, что на каждом возрастном этапе развития детей складывается своеобразное присущее исключительно данному возрасту, прежде всего, социальному, единственное и неповторимое отношение к окружающему миру.

Все лагеря, а их за лето бывает до 30 – профильные: экологические, нравственно-правовые, краеведческие, спортивные, информационные, лингвистические. В летнем лагере создается особая атмосфера взаимодействия педагога и учеников. Их взаимоотношения отличаются пониманием и сотрудничеством.

Опыт показывает, что школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума.

Программа летнего лагеря позволяет реализовать и такой принцип, как принцип социальной адекватности. Этот принцип позволяет формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализовать его можно при вовлечении учащихся в социально-проектную деятельность. На базе школы за последние пять лет в летний период было реализовано 8 детских социальных проектов.

Разработка и реализация социальных проектов осуществляется учащимися совместно с педагогами. Учащиеся сами определяют проблемы, которые смогут разрешить сами учащиеся, определяют цель и задачи, просчитывают бюджет. Большую роль играет в разработке и реализации проекта Совет старшеклассников школы. Именно он был инициатором разработки и реализации первого социального проекта «Красота вокруг нас». В результате работы летнего лагеря «Цветик-семицветик» проект был реализован. В результате его реализации в городе появились три новых клумбы, которые радовали горожан своим разноцветьем. Разрабатывая и реализуя проект, учащиеся обратили внимание на городские проблемы, окрепла их уверенность в себе и в своих силах, они научились планировать и расходовать бюджет. Учащиеся увидели конкретные результаты своего труда, в первый же год клумбы были признаны администрацией города лучшими.

Следом за этим проектом последовали информационные проекты «Я и компьютер», «Web-музей», в результате реализации этих проектов были созданы виртуальный музей и сайт школы.

Совместно с пожарной частью города был реализован проект «Юный пожарный». Ребята не только сами знакомились с правилами противопожарной безопасности в природе, быту, общественных местах, но и занимались профилактической работой с населением города: проводили беседы, оформляли стенды и плакаты по противопожарной безопасности, расклеивали листовки. С ребятами занимались профессионалы. Большое внимание было уделено полосе препятствий и боевому развертыванию.

Педагогический коллектив уделяет большое внимание сохранению здоровья детей, поэтому был разработан и реализован проект «Наше здоровье в наших руках». В результате его реализации в школе появился тренажерный зал.

В течение учебного года в школе проходила реализация проекта «Мы и наши права», завершением работы по этому проекту стала работа летнего лагеря для детей, состоящих на учете в милиции и склонных к совершению правонарушения. Программа лагеря предусматривала знакомство детей с законами РФ, экскурсии в милицию, встречи с работниками ОВД и прокуратуры. Никто из участников этого проекта не совершил повторного правонарушения.

Последний детский проект «Чистый город» не получил финансовой поддержки, однако был реализован. Учащиеся навели порядок на городском пляже, выпустили обращение к жителям города, провели разнообразные экологические акции.

Педагогический коллектив, понимая, что летний лагерь создает определенные условия для приобщения ребенка к нормам и ценностям общества, очень серьезно и основательно, уже с февраля месяца начинает разрабатывать программы летнего оздоровления. Педагоги используют все возможности социума для подготовки и приобщения ребенка к жизни в нем.

Участие в проектной деятельности самих учащихся позволяет им развивать такие качества как толерантность, ответственность за порученное дело, умение видеть проблемы и находить малозатратные, но эффективные пути их решения, ставить цель и достигать результатов, ценить свой труд и труд окружающих, любить и оберегать свою малую Родину.

Автор: Колчанова Марина Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz