Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Коммуникативный курс русского языка.
Автор Соболева О.Л.


Развитие личности учителя, так же как и ученика, происходит в деятельности, в процессе общения, обучения, накопления опыта. Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В психологическом аспекте творчество предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования, рассчитана на 4 года изучения и предназначена для начальной школы любого типа. Предусмотренное количество учебных часов соответствует количеству, отведенному на русский язык в инвариантной части базисного учебного плана ОУ РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 322 от 09.02.98.

Содержание программы в соответствии с требованиями обязательного минимума предусматривает:

  • Речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие младших школьников;
  • Формирование у них основных видов речевой деятельности (умения читать, писать, слушать, говорить);
  • Формирование системы первоначальных знаний и умений по русскому языку, опыта анализа и обобщения фактов и закономерностей родного языка;
  • Воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей учащихся.

Основная идея курса заключается в практической реализации двуполушарного подхода к обучению на материале предмета «русский язык». Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному, что позволяет каждому ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) создать оптимальные условия для познавательной и учебной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органическом соединении в процессе изучения каждой темы, каждого понятия двух различных методик – логической и ассоциативно-образной. В результате такого соединения возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально адаптироваться к учебному процессу во всех его проявления. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга ребенка на ранних этапах обучения и на этой основе – повышение эффективности процесса обучения.

Программа создана в русле идей РО и предполагает интенсивное использование учителем современных технологий преподавания.

Именно «двуполушарность» является тем стержнем, который обусловил содержание вариативной части программы и определил средства и методы решения поставленных задач, важнейшие из которых связаны с развитием мышления и речи учащихся, достижением необходимого уровня орфографической и пунктуационной грамотности, раскрытием интеллектуальных и творческих способностей детей, сохранением их здоровья.

Опора на принцип доступности в изложении материала, ориентация на законы психологии восприятия информации младшими школьниками дали возможность существенно расширить объем программного материала по сравнению с обязательным минимумом без повышения нагрузки на учащихся.

Это расширение коснулось, в первую очередь, содержания работы по развитию речи: формирование свободной и раскрепощенной речи, необходимой ребенку для познания окружающего мира и для самопознания.

Усиление части программы, связанной с развитием речи, предопределило собой расширение орфографического поля. Работа в этом поле осуществляется одновременно в трех альтернативных направлениях: осмысление и применение орфографических правил, применение ассоциативного алгоритма запоминания, обращение к орфографической интуиции.

Начало нашего пути по программе Соболевой оказалось настолько впечатляющим, что не только я и мои ученики, но даже их родители прочувствовали это. Дети вдруг захотели говорить и писать (хотя уровень развития у всех до поступления в школу был низкий, все дети из асоциальных семей). Помогли в этом им две маленькие книжки – «Радуга речи» и «Космические прописи». С огромным трудом приходится уговорить ребят отдать «Космические прописи» на проверку. Они хотят, что эти прописи были с ними всегда. Для детей писать – это легко и весело. В соединении с речевым простором и свободой, которые подарила им «Радуга речи», открылись невиданные возможности самовыражения.

В каждом классе изучаются единицы различных уровней языка, но при этом в центре 1 класса оказывается предложение, во 2 классе – звуки речи, в 3 классе – части речи, в 4 классе – снова предложение, но уже совершенно на другом уровне. Орфография и пунктуация изучаются на протяжении всего курса.

В учениках Соболевой ничего и никогда не повторяется, они добрые и светлые, предлагают маленьким школьникам мягкий вариант обучения, развивают потребность в совершенствовании собственной речи. А еще они учат слушать, слышать и понимать другого человека.

В «Радуге» 120 страниц и ни разу не повторяется ни одна формулировка задания.

Впервые за свой педагогический стаж увидела такой яркий иллюстрированный учебник. Я увидела в нем наглядные пособия по развитию речи, которые используются не просто как материал для рассказов и описаний, а непосредственно обучает приемам говорения и письма. Я учусь вместе с детьми. Это удивительное ощущение – чувствовать, что от урока к уроку меняешься вместе с ними. И методику читаешь как художественную книгу.

Здесь присутствует принцип Шехерезады – по программе О.Л.Соболевой не происходит стирание памяти, нет необходимости заканчивать урок: его можно прервать…и закончить завтра. Это как художественный фильм.



Сайт управляется системой uCoz