Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Сохранение здоровья детей


Первый проблемный блок: "Инновационные формы обучения"

Современная школа должна формировать у учащихся ключевые компетенции, т.е. целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющие современное качество содержания образования ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года").

Отойдя от старых традиций, в своей педагогической деятельности я стараюсь использовать инновационные формы обучения и воспитания детей.

На своих уроках я практикую работу в малых группах (2-4 человека), где каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, в то время как на большую аудиторию иногда не хватает смелости. Так же одним из эффективных методов обучения является проблемное обучение, которое я тоже включаю в свои уроки. Порой дети бывают так увлечены нахождением решения проблемы, что не замечают, как проходит время на уроке, чему свидетельствуют положительные рефлексивные результаты.

Для организации внимания, развития интеллекта, мышления, на уроках стараюсь использовать алгоритмы, с помощью которых даже слабый ученик находит верный ответ. Не менее интересна для ребят и работа с тестами.

Третий год я участвую в апробации учебника математики Н. Б. Истоминой по УМК "Гармония", что даёт свои результаты. На данный момент разработала поурочное планирование по предмету на 1, 2 класс с учётом входных, срезовых, итоговых контрольных и тестовых работ. Да и сама программа "Гармония" вызывает у меня большой интерес. Хоть она и входит в блок традиционных, но более усовершенствована, переработана и имеет множество своих плюсов.

Использование инновационных технологий прослеживается и в работе с родителями. В последние годы я отошла от проведения традиционных родительских собраний, посвящённых решению проблем успеваемости и поведения учащихся. Я провожу собрания-диспуты, собрания-мастерские, собрания-тренинги, где родители вместе решают проблемы воспитания и развития детей.

Второй проблемный блок: "Вдохновение и артистизм"

Ведущими методами в своей деятельности считаю вовлечение детей в совместное творчество, экспромт, импровизацию в обучении и воспитании. Порой невозможно предугадать, в какое русло пойдут детские мысли и во время урока приходится перестраиваться самому, а иногда и пересмотреть ход всего занятия. При подаче материала стараюсь использовать литературные произведения, стихи, загадки, показывая их красоту голосом, мимикой, жестами, так как легче и лучше воспринимается эмоционально окрашенный, чем сухой традиционный материал.

Третий проблемный блок: "Здоровьесберегающие технологии"

Поступление в школу - серьезное испытание для детей. Сколько тревог, волнений, разговоров, хлопот… И вот, наконец, долгожданный день наступил - ребенок в классе, среди сверстников, перед ним учитель, новая, очень значимая фигура в его жизни. В первые годы обучения детей в школе важно обращать внимание на особенности условий жизни и деятельности младшего школьника, которые предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его соматическому состоянию, психическим качествам, знаниям и умениям.

В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков, хроническими заболеваниями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стресса.

Поэтому, набрав в 2001 учебном году 1 класс, поставила для себя задачу: особое внимание уделять формированию психологически здоровой личности. Исходя из актуальной проблемы, наметила план работы.

Понаблюдав за детьми, я заметила, что некоторые дети испытывают тревогу и беспокойство при устных ответах, выполнении заданий, в общении со сверстниками и учителями. Тогда я решила пронаблюдать природу и факторы развития тревожности у детей и провела психологические исследования по методике Филлипса для выявления "Школьной тревожности". Результаты диагностики показали, что основными факторами развития тревожности оказались: страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (т.е. родителей и учителей). Исходя из полученных данных, следующим шагом в моей работе был анализ детско-родительских отношений по методике Я. А. Варги, В. В. Столина, который показал, что на детскую тревожность в период начала обучения в школе повлиял жестокий контроль со стороны родителей и отношение родителей к неудачам ребенка. На родительском собрании "Здоровье детей в наших руках" совместно с родителями был составлен перспективный план по здоровьесбережению детей, в который вошел цикл классных часов "Я и мои эмоции", психологический практикум для родителей "Воспитывающая позиция родителей", разработка рекомендаций для родителей по профилактике тревожности детей, "шпаргалка" для взрослых по работе с тревожными детьми, релаксационные занятия с детьми с повышенным уровнем тревожности, организация летнего лагеря "Тропинка к своему Я".

Но не только от родительского отношения зависит психологическое здоровье учащихся, но и от психологического климата в учебном процессе. Поэтому и мне, как учителю, пришлось пересмотреть свою деятельность. На уроках я стараюсь создать, благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся. Так же использую групповой метод работы, т.к. слабоуспевающие дети чувствуют поддержку в группе со стороны более интеллектуально развитых детей. Слабоуспевающие дети могут выполнять задание как в классе так и дома по выбору (т.е. более низкой трудности). Каждый урок стараюсь заканчивать рефлексией для оценки полезности урока и психологического состояния детей.

По данным медосмотра большое влияние на здоровье школьников оказывает и фактор переутомления на уроках. Во избежание этого, я использую в своей работе элементы здоровьесберегающей технологии Базарнова: "вертушки" со сменным демонстрационным материалом для релаксации глаз и переключения внимания детей, вязаные коврики с пуговицами для массажа ступней во время физкультминуток, смена положения учащихся за столом (сидя - стол) во время урока. Во внеклассной работе использую психогимнастические игры и упражнения.

Итак, мои наблюдения и психологические исследования показали, что тревожность влияет на психическое здоровье детей и проявление их учебных способностей. Это говорит о том, что необходимо создание обстановки эмоционального комфорта на уроках и психического благополучия в семье, использование средств и методов здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников.

Подводя итог, можно сказать, что в период начального образования школьников важную роль играют инновационные технологии в преподавании, умение учителя ярко, эмоционально преподать учебный материал, чтобы вовлечь ребёнка в сотрудничество и в сотворчество. В то же время, педагог постоянно должен думать и о здоровье своих учеников, выпустив из школы здоровую, адаптивную к социуму личность.

Автор: Соколова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz