Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Формирование педагогической культуры родителей



Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.
Из дневника государыни императрицы А.Ф. Романовой



Педагогическая культура – просвещенность и образованность, соответствующие правилам и требованиям педагогики.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умение и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери яв-ляются для ребенка наглядным примером.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социально-го общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье о целях воспитания: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. В этом случае и результаты будут случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему у них выросли такие дети.

Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении.

Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом.

  • Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существование в этом мире. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания.
  • Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке не зависимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются не правильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
  • Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение собственным ребенком сегодня, то и у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
  • Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительная реакция семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха.
  • Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Миссия родителей состоит в том, чтобы научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей.
  • Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку – понятие обратно пропорциональное. Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем раньше родители научаться проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости в старости.

В своей работе с родителями чаще использую нетрадиционные формы: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, часы откровения, тренинги, ринги.

Индивидуальные консультации особенно необходимы в первом классе, чтобы ребенок лучше пережил адаптацию в школе.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Темы вечеров могут быть следующие:

  • Будущее моего малыша. Каким я его вижу?
  • Праздники нашей семьи.
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  • Вечер воспоминаний. Наказание и поощрение в нашей семье.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка (Тренинги провожу совместно с психологом школы).

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы тренингов:

  • Плохие привычки – наследственность или влияние социума.
  • Что вы делаете, если чувствуйте проблемы с дисциплиной у своего ребенка.
  • Можно ли ребенка наказывать собственным домом?
  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Эта форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и самим изучить литературу по проблеме. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой.
1 класс: Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании.
2 класс: В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
3 класс: Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.
4 класс: Мудрость родителей. В чем ее сущность? (Книга А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе»)

Маленький школьник может жить, учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты, взаимопонимания, товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ученика и такая же атмосфера доброжелательности, доверия, теплоты должна быть в семье.

Автор: Меньшакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов СОШ №1 г.Оханска.




Сайт управляется системой uCoz