Межшкольный методический центр
|
||
Формирование педагогической культуры родителей
Педагогическая культура – просвещенность и образованность, соответствующие правилам и требованиям педагогики. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умение и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки. Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери яв-ляются для ребенка наглядным примером. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социально-го общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье о целях воспитания: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. В этом случае и результаты будут случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему у них выросли такие дети. Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями,
необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения
родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт
может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание
может быть примерно таким:
Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку – понятие обратно пропорциональное. Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем раньше родители научаться проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости в старости. В своей работе с родителями чаще использую нетрадиционные формы: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, часы откровения, тренинги, ринги. Индивидуальные консультации особенно необходимы в первом классе, чтобы ребенок лучше пережил адаптацию в школе. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Темы вечеров могут быть следующие:
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка (Тренинги провожу совместно с психологом школы). Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы тренингов:
Очень полезной и необходимой формой работы с семьей
являются родительские чтения. Эта форма дает возможность родителям не
только слушать лекции педагога, но и самим изучить литературу по
проблеме. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть
свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания
детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое
отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать
родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Это
прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской
литературой. Маленький школьник может жить, учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты, взаимопонимания, товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ученика и такая же атмосфера доброжелательности, доверия, теплоты должна быть в семье. Автор: Меньшакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов СОШ №1 г.Оханска. |