Межшкольный методический центр
|
||
Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ (например, " Радуга", "Развитие", "Детство", "Истоки"), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. По моему мнению, недостатком комплексных и парциальных программ является отсутствие отдельного раздела "Нравственное воспитание". Проблема нравственности в нашем обществе стоит очень остро: много жестокости, озлобленности, насилия, идет рост асоциального поведения подростков и молодежи. Поэтому и основным, приоритетным направлением российского образования стало воспитание. Актуальность этой темы в наше время привела меня к мысли, что нам, взрослым, необходимо проводить с детьми определённую работу в этом направлении. Обучение на курсах преподавателя ПОИПКРО Любимовой Л. В. "Мир народной культуры" вызвали личную заинтересованность и придали мне уверенность работать по данной теме. Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Важно, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, т. к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д. С. Лихачев.) Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Возможно, что в Программе задачи сформулированы не совсем конкретно. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателей чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы, на мой взгляд, нужно было восполнить большой грамотной переработкой материала для обучения малышей. Основой моей работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа стали следующие принципы:
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме в моей группе стала образовательная программа авторов Князевой О. Л., Маханевой М. Д. " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Познакомилась с планом-программой по краеведению Ахметовой Н.Н., г. Пермь, трудом Коломийченко Л. В. "Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста", г. Пермь. Также, мною были изучены и проработаны материалы из опыта работы педагогов дошкольных учреждений:
Исходя из вышеизложенного, для воспитания и обучения детей моей группы были выбраны приоритеты:
Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Ознакомление детей с народной культурой я начала с младшего возраста и занимаюсь уже четыре года. Определила цель, задачи и содержание своей работы. Составила перспективные планы по месяцам и неделям для каждой возрастной группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к народным играм, составила картотеки (месяцеслов, подвижные игры, народный фольклор, загадки.) Родители детей группы охотно откликнулись на предложение работать сообща в этом направлении. В течение четырёх лет мамы и папы помогали создавать мини - музей в группе, собирая по крупицам старинные предметы быта. Организовывали выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы Масленицы, Осенины, Рождественские колядки, праздник берёзки. Проведены развлечения "Посиделки", "Бабушкины игры", конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не для скуки" и др. По родительской инициативе в группе оформлен альбом " Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине. Чтобы вызвать интерес детей, побудить их к участию в играх, труду, изготовлению поделок, развивать эмоциональную отзывчивость, мне необходимо было планировать свою работу, привлекая разных специалистов, работающих в нашем ДОУ. Так, были задействованы психолог, инструктор по физической культуре. В тесном контакте ведем работу с музыкальным руководителем. В подготовительной группе совместно с ней проводим цикл ежемесячных занятий " Колокольный звон", где ребята узнают о традициях русского и других народов, изучают православные термины, играют на разных музыкальных инструментах. Полученные знания и впечатления дети отражают в самостоятельной и совместной изодеятельности, театрализованной деятельности, режиссёрских и сюжетно - ролевых играх. Вместе с детьми мы поём фольклорные песни, часто при зажжённой свече, что создаёт обстановку старинного быта. Звучание детского фольклора каждый день присутствует в группе. Ребята знают значение старинных слов, тексты закличек, считалок, потешек и хороводных игр, а также некоторые народные приметы. Прослушав семинары доктора философских наук Юниной Е. А., я пересмотрела взгляды на обучение детей, на результативное освоение ими предлагаемого материала по всем разделам Программы. Постепенно начала применять инновационные формы обучения детей в группе. Прежде всего нужно было изменить своё мировоззрение. Оно должно быть субъектным. Изучение технологии личностно - ориентированного образования помогло понять, что она необходима в работе. Личностно - ориентированный подход к детям направлен на развитие личностных качеств. Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса даёт применение на практике технологии проблемного воспитания и обучения. Эти технологии оригинальны и вполне реализуемы на занятиях в ДОУ. Так появились новые подходы к планированию и появлению интегрированных занятий, а также оценивание результатов обучения, в том числе по приобщению детей к русской народной культуре. Проведённая диагностика знаний детей по теме в первом полугодии 2003 - 2004 учебного года показала хорошие результаты (в основном высокие и средние баллы оценок). Диагностика помогла проследить, по каким критериям нужно уточнить и дополнить знания детей. На сегодняшний день мною разработана концепция нравственного воспитания дошкольников, которая была одобрена профессором Е.А. Юниной. Эта концепция ляжет в основу моей дальнейшей работы в этом направлении. Автор: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель ДОУ №2 г. Оханска. |