Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью


Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В 5-6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Часто на занятиях по развитию речи дети охотно отвечают на вопросы воспитателя, с желанием выполняют задания по звукопроизношению, подбору синонимов, антонимов, однокоренных слов, однако любой нестандартный вопрос приводит детей в смятение. В быту могут поддержать разговор с незнакомым взрослым на знакомую тему лишь 2-3 ребенка. Авторы программы "Радуга" свидетельствуют, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не мог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить "рассказ в картинах".

Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить - это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Существует много методик и технологий по развитию речи дошкольника. А.Г. Арушанова дает рекомендации по организации языковых игр и поисковой деятельности детей, как нужно строить общение с детьми, чтоб у них развивалось речетворчество. А так же придает большое значение диалогу со сверстниками и предлагает приемы позволяющие стимулировать инициативную фразовую речь. Психолог М.И. Лисина разработала структурные компоненты коммуникативной деятельности и выделяет пути и средства общения. Л.В. Ворошнина предлагает структуру всех занятий строить на основе игровой деятельности, где широко используется фольклорный материал. Большое внимание уделяет играм, совершенствующим словесно - логическое мышление. Изучив данную литературу и программу "Радуга", я пришла к выводу, что необходимо дополнить используемую ранее мною методику по развитию речи.

Исходя из всего этого, я поставила себе цель: поиск приемов и методов для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью.

Свою работу начала с изучения и сопоставления современных методик и технологий по развитию речи. Провела речевое обследование детей группы с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребенка. Это обследование позволяет определить сильные и слабые стороны развития дошкольников, их исходный уровень речевого развития и спланировать свою педагогическую деятельность. Важным методическим моментом является речевая активность самого педагога и организация речевой среды. Поэтому я стала ежедневно читать детские произведения, стихи и сказки. Прошла курсовую подготовку по развитию речи дошкольников и авторские курсы Л.В. Ворошниной. В группе создала развивающую речевую среду: разнообразные виды театров; подобрала необходимую (познавательную) литературу, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио теку, картотеки художественного слова, собираю материал для игротеки "Говори и рассказывай" и т.д. Дополнила предметную среду и изменила жизненное пространство в групповой комнате (непосредственно домашний вид), свободной самостоятельной деятельностью и творчеством детей в соответствии с выбором деятельности (совместной со сверстниками).

Систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову. В общении с детьми широко использую лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Организация коммуникативной деятельности детей такая, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в какой - то роли.

Дети нашей группы очень любят беседовать о жизни группы, о детях, о детском саде, что помогает им осмыслить происшедшее, узнать, чем удивили и чем порадовали меня как воспитателя; чувствовать себя значимыми и компетентными. Активизировать речь детей мне помогает и создание проблемных ситуаций. Это может быть помощь игрушкам, сказочным героям, с которыми обязательно что-то случается. Дети сопереживают, сочувствуют и сразу же стараются помочь, здесь проявляется их словесное творчество.

Приучаю детей слушать собеседника, учитывая разный речевой уровень детей. Постоянно применяю игровые приемы обучения и индивидуальное общение. При этом похвала, поощрение - очень помогает развивать речевую активность.

Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным, совершал что-то приятное, полезное, использую такие мотивы, как "научи меня, пожалуйста…" - этот мотив побуждает детей рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. "Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?" - наши дети любят делиться впечатлениями от увиденного или пережитого ими события. Повседневно организую ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Происходит эта работа в совместных играх. Например: выясняю причины, побудившие ребенка пойти в магазин, к врачу и так далее, после этого ребенок с удовольствием выполняет игровые действия.

Эффективным методом развития диалога между сверстниками и взрослыми являются дидактические игры: настольные, речевые, ТРИЗ. Например: "Повторюшки", "Бывает ли так?", "Кто к нам пришел?", "Подскажи словечко", "Шутилки" (веселые стихи-диалоги или нелепицы), различные игры лото и домино. Подвижные игры, развивающие общение малышей: "По дороге Саша шла…", "Поезд", "Гуси-гуси" и другие. В этих играх закрепляются умения адресовать речь собеседнику. А так же разыгрывание инсценировок (театр игрушек), сценки из детской жизни, хорошо знакомых сказок, рассказов, стихов.

К активному речевому высказыванию побуждают: иллюстрации, набор картин (по теме), картины, персонажи пальчикого, кукольного, плоскостного театра, героев сказок на фланелеграфе, ковролине, шапочки-ободки, значки и другие.

Учат общению и хорошо знакомые ролевые игры "Магазин", "Доктор Айболит", "В зоопарке". Наряду с играми и упражнениями, в которых дети учатся общению, предусматриваю специальные задания творческого характера: имя игрушечному котенку, сказочному герою, название улице, домику и другое.

Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм; непринужденное общение способствует развитию диалогической речи.

Для каждой возрастной группы я разработала перспективный план по развитию речи, где подобраны игры речевого общения в совместной и самостоятельной деятельности детей. В группе ведется "Календарь жизни детей", где прослеживаются особенности речи детей, развернутость высказываний, культура речевого общения, ролевые диалоги между детьми, как задают вопросы, строят ответы, содержание разговоров и другое.

В начале и конце учебного года провожу обследование по составленной мною диагностической карте:

Фамилия
Имя
ребенка
Умение слушать речь воспитателя и товарища Участие в общем разговоре Культура поведения во время диалога Использование различных форм (вопрос, ответ) Темы и содержание разговоров Сочинение нелепиц, небылиц Придумывание рассказа, сказки по предложенной схеме








По данным этой диагностической карты уровень речевого развития детей старшей группы в сентябре 2005 года составил 84%, что на 26% превысил показатель предыдущего года.

Используемые методы помогают мне успешно решать многие речевые проблемы. Дети старшей группы (21 из 25) охотно вступают в диалог с взрослыми на знакомую тему, умеют сочинять небольшие рассказы из опыта, творческие рассказы и сказки. У детей ярко выражена потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками, они словоохотливы и любознательны.

Автор: Демидова Любовь Афанасьевна, воспитатель ДОУ №3 г. Оханска.




Сайт управляется системой uCoz