Межшкольный методический центр
|
||
Анкета качества урока Е.А. Юниной и А.И Севрука как средство оценки качества преподаванияОдной из самых актуальных задач управления образовательным процессом является мониторинг состояние преподавания в школе. В своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторинга с использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук. Данная технология доступна и удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему посещения уроков управленцами. В качестве важного достоинства следует отметить возможность использования компьютера для ввода, накопления и обработки данных. Использование компьютера дает также возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Выбранная нами технология позволяет отследить 53 параметра урока, среди которых признаки гуманизации и профессиональной компетентности педагога, результативность методической работы и многое другое. Остановимся подробнее на некоторых параметрах. Анализируя диаграмму «Признаки гуманитаризации», замечаем, что самый низкий уровень имеет показатель диалогичности (43%), а также только на 47% посещенных уроков зафиксирована их развивающая направленность и интегрированность. Вывод: уроки проводятся в монологичном режиме, где чаще всего преподавать – «ведущая скрипка», а при составлении концепции преподавания предмета многие педагоги не выделили этот момент. Управленческие решения:
По диаграмме «Должностные обязанности» замечаем, что учителя не в полной мере используют современные приемы, методы и средства обучения. А также западает пункт охрана жизни и здоровья учащихся, т.е. на уроке отсутствует смена деятельности или урок заканчивается задолго после звонка. Принимая во внимание вышесказанное, делаем вывод: снизилась информированность педагогов по современной дидактике. Отсюда решение: подготовить и провести конференцию по теме «Современные педагогические технологии в аспекте риторической культуры», работать над созданием педагогической копилки методов рефлексии на уроках и внеклассных мероприятия. Провести индивидуальные и групповые беседы по темам «Формы и методы современного урока», «САНПИН и современный урок». Рассматривая «Признаки гуманизации», мы увидели, что больше всего западает работа над развитием активности, только на 45% посещенных уроков учителя стремились развивать активность учащихся. Отсюда вывод, что мало используется педагогика сотрудничества и недостаточно продуман организационно-деятельностный режим. Управленческое решение, принятое по этому вопросу следующее: подготовить методическое совещание на тему «Педагогика сотрудничества в аспекте риторической технологии» (с привлечением материалов подготовленных Солодниковой С.В., ПРИПИТ) и провести его в оргдеятельностном режиме. «Признаки профессиональной компентентности», показали, что низок процент учёта особенностей аудитории. Делаем вывод, что некоторые учителя, имеют слабый контакт с классными руководителями. Отсюда выход: провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов по изучению портретов аудиторий по классам. На диаграмме «Развивающая направленность урока» видно, что мало внимания уделяется развитию эмоционально-чувственных качеств и развитию образного мышления. Диаграмма «Результативность методической работы» показала, что большая часть уроков направлена на применение приемов, не приводящих к перегрузкам и на социализацию учащихся. С другой стороны стало видно, что только на 51 % посещенных уроков использовался дидактический материал. Делается вывод: надо активизировать работу учителей с дидактическим материалом. Решение: провести смотр кабинетов. Изучив компьютерную диаграмму «Объединения учителей по группам», еще раз посмотрели развивающую направленность урока, заметили, что самый высокий процент у учителей биологии и химии и учителей русского языка и литературы, а самый низкий у учителей начальных классов. Принимаем решение: провести анализ кадров учителей. Анализ показал следующее: среди химиков, биологов – один имеет высшую квалификационную категорию, второй защитился на первую, среди учителей русского языка и литературы – один имеет высшую, остальные первую квалификационную категорию; среди учителей начальных классов: один учитель с высшей категорией, один с первой; все учителя – предпенсионного возраста. Управленческое решение было следующим: методическому объединению стимулировать работу учителей по освоению новых педагогических технологий, активизировать деятельность учителей по концептуальному осмыслению педагогической деятельности, организовать обмен опытом по внедрению новых технологий в образовательный процесс с другими школами района и области. Очень много полезной для управленцев информации можно получить из диаграммы Реализация пунктов анкеты. Анкета качества урока приведена в книге Севрука А.И. и Юниной Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе». Анализируя данные, мы видим, что:
Диаграмма показывает и слабые стороны уроков:
Анализируя причины низких показателей по пунктам анкеты, мы делаем выводы и принимаем многие управленческие решения. Таким образом: анкета качества урока дает возможность получать информацию о различных сторонах деятельности учителя на уроке, то есть осуществлять мониторинг состояния преподавания в школе. Как было сказано, качество деятельности учителя на уроке оценивается по реализации пунктов анкеты. Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания в школе в целом. С помощью программного обеспечения анкеты в табличной или графической форме можно определять уровень реализации признаков гуманизации и гуманитаризации образования, воспитывающую, развивающую и здоровьесберегающую направленность уроков, выполнение должностных обязанностей, результативность методической работы, уровень профессиональной компетентности. На основе полученных данных можно оперативно и обоснованно определять, какая помощь требуется каждому учителю в нашей школе, какие вопросы качества образовательного процесса вынести на всеобщее осуждение, какую индивидуальную и групповую работу запланировать на ближайшее время, какую конкретную информацию представить вышестоящим органам управления. Мы думаем, что главное преимущество данной технологии состоит в возможности получение множества обобщенных оценок педагогической деятельности из одной и той же группы первичных данных. Ещё одно важное обстоятельство: возможность количественной оценки качества урока позволяет производить оценки качества преподавания по методическим объединениям и проблемным группам учителей, по ступеням обучения, по предметам и предметным циклам, объективно с каждым учителем анализировать урок. В нашем образовательном учреждении анкетные данные используются:
И не менее важное обстоятельство: компьютерное обеспечение работы с анкетой позволяет при значительно малых временных затратах получать наглядные материалы, что особенно важно в управлении современной школой. Итак, данная технология реализует все принципы информационного обеспечения, позволяет гуманизировать отношения по вертикали управления: ведь учитель заранее знает, какие оценочные критерии используются при посещении урока, а руководитель лишь уточняет, в какой помощи нуждается педагог. Мониторинг с помощью анкеты дает возможность учителю сопоставить свои достижения с достижениями коллег, а также самостоятельно определиться в направлении повышения своего профессионального уровня. Автор: Солодянкина Ольга Валентиновна, учитель биологии, экологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Острожской СОШ. |