Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Деятельность администрации по организации профильного обучения в малочисленной сельской школе


Чему учить и как учить? - эти вопросы постоянно в поле зрения современных педагогов.

Мы много внимания в последние годы уделяли внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, а с выходом в свет "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" во главу угла встал вопрос - чему учить? Как организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение?

В частности в условиях сельской малочисленной школы. Особенность нашей школы в том, что управленческие решения администрация принимает только после обсуждения с педколлективом. Этой цели служит активная работа методсеминара, организованного в 1997/98 учебном году. Познакомившись с Концепцией ПО в 2003 году, мы начали активно обсуждать возможные направления профилизации нашей школы. Естественно, вопросов было больше, чем ответов.

Идея может овладеть массами только тогда, когда она овладела руководителями. Поэтому, когда РУО предложило в ноябре 2003 г. поехать на курсы по организации ПО на ФПК ПГПУ, мы использовали эту возможность. Появились какие-то знания, направления, желания. Но вопросов появилось еще больше, особенно по сельской школе. В марте 2004 г. по инициативе РУО ЗУУНЦ провел двухдневный семинар, в котором приняли участие и администрация и руководители ШМО, т.е. в школе уже появилась команда, которая могла взять на себя организацию ПО. В мае 2004 г. администрация школ района имела возможность получить знания по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения на семинаре, проведенном ПИПКРО. Были даны конкретные рекомендации по реализации Концепции.

Оханский район - сельский, сельскохозяйственный, в нем 1 городская школа и 6 сельских средних школ. Сама собой напрашивается модель сетевой организации профильного общения. РУО сделало первый шаг по организации ПО в районе: была создана рабочая инициативная группа, в которую, кроме представителей РУО, вошли и координаторы ПО из школ, составлен план перехода на ПО, проведен семинар зам. директоров по организации ППП в школах. В результате проведенной работы мы поняли, что организацию профильного обучения школа должна взять на себя, поскольку время не идет, а летит, а сетевая модель требует много и времени, и организаторских усилий, и материальных вложений.

Идея овладела администрацией школы, теперь надо чтобы она овладела всеми субъектами образовательного процесса: учителями, учениками, родителями. Активное обсуждение проблемы началось в педколлективе: на семинарах, на совещании при директоре, на педсовете, который проводился в рамках школьного тура конкурса "Учитель года - 2005". Предлагались различные модели организации ПО; и сетевая, и внутришкольная, и универсальная. В результате анализа ситуации, кадрового и материально-технического потенциала школы пришли к выводу о введении технологического профиля. Почему?

В нашей школе с 1983 года ведется допрофессиональная подготовка обучающихся на третей ступени по специальностям сельскохозяйственного профиля: тракторист-машинист, животновод. Была создана ученическая производственная бригада, выделена земля, колхоз "Прикамье" помог в обеспечении сельскохозяйственной техникой, помещением под мастерские, девушки-животноводы ходили на практику на животноводческий комплекс, ухаживали за телятами, доили коров. Время шло. Колхоза в селе не стало, фермы ликвидированы, а допрофессиональное обучение в школе продолжает жить, обучая девушек в настоящий момент по специальности швея, а юношей - на тракториста-машиниста. Мы решили ввести такой профиль, при котором можно использовать имеющуюся материально-технологическую базу. Это - во-первых. Во-вторых, в нашей школе зачастую в 10 класс наряду с успешно закончившими основную школу выпускниками идут и слабоуспевающие учащиеся, с низкой учебной мотивацией, так как родители в силу ряда причин (малообеспеченная семья, неблагополучная семья и т.д.) не могут отправить их на учебу в г. Оханск, Нытву для получения начального и среднего профессионального образования. Идут они в школу ради получения свидетельств и прав. В то же время они с трудом усваивают или же не усваивают сложный теоретический материал общеобразовательных предметов. С введением ЕГЭ эта проблема углубляется. Спасает то, что в условиях эксперимента в аттестатах ставится оценка в пользу ученика, поэтому наши выпускники все получают аттестаты о среднем (полном) образовании. Но соответствует ли это действительности? Жизнь показывает, что таким выпускникам не поступить в ВУЗы, не поступить в ССУЗы, так как для них обучение предлагается в основном на коммерческой основе (в отличие от 9-классников). К примеру, из 14 выпускников 2004 года 6 человек учатся в училищах, лицеях на коммерческой основе. А куда деваться тем, у кого средств нет на платное обучение? На работу? Он не конкурентоспособен на рынке труда. Остается начальное профессиональное образование.

(Но 2 года прошли в школе в мучениях как для учеников, так и для преподавателей. Стыдно… Стыдно смотреть в глаза выпускников, в глаза родителей. Кого обманываем, зачем обманываем?) Конечно, основная часть выпускников школы, получив аттестат, продолжает обучение. В настоящий момент в пермских ВУЗах учится 12 человек, окончивших Таборскую школу. Выпускники основной школы продолжают обучение и в престижных лицеях, гимназиях г. Перми, г. Нытвы. Таким образом, введение ПО даст возможность получить допрофессиональную подготовку всем желающим, остальным учащимся, не желающим обучаться в технологическом профиле, будет предоставлена возможность обучения по ИУП. Не исключена возможность в перспективе и организация выезда в другие учебные заведения Оханского района для обучения на курсах по выбору. Идея овладела массами. Пора действовать.

Автор: Заякина Раиса Александровна, зам. директора по УМР Таборской СОШ.




Сайт управляется системой uCoz