Качество образования: проблемы и решения (некоторые аспекты)
В настоящее время в педагогической печати активно обсуждается проблема качества образования.
Что же это за термин "качество образования"? В работах по педагогическому менеджменту при рассмотрении управленческого цикла проблема качества образования встает дважды: первый раз - на этапе анализа, при этом результаты аналитической деятельности используются для целеполагания и планирования, и второй раз - на этапе контроля и регулирования, когда определяется соответствие результата целям. Информация, полученная в ходе контроля, становится предметом педагогического анализа, т.е. замыкает управленческий цикл и открывает новый.
В работах по управлению обращает на себя внимание большое количество показателей, использующихся в аналитической деятельности.
В книге П.И. Третьякова (Практика управления современной школой. - М., 2003) приводится таблица сбора информации для проведения анализа итогов учебного года.
Первый блок показателей - итоговая информация о конечных результатах работы школы.
Следующий блок показателей предполагает оценку качества преподавания.
Третий блок показателей включает управленческую деятельность руководителей школы, направленную на совершенствование работы с кадрами и повышение качества преподавания.
На мой взгляд, в книге П.И. Третьякова недостаточно четко даны теоретические обоснования выделенных показателей.
В.А. Симонов (Педагогический менеджмент. - М., 2004) предлагает анализ и оценку проводимого занятия осуществлять с позиций системного подхода, выделив компоненты: цели деятельности, результат, преподаватель, учащиеся, содержание и способы их деятельности. Если посчитать все элементы показателей, которые необходимо выделить, число вырастет до 60. Таким образом, процедура оценки выглядит достаточно громоздко.
Обратимся к нормативным документам. Так, в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" первостепенной является задача достижения нового, современного качества образования. Образовательная школа должна формировать … современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования:
- развитие личности;
- формирование познавательных и созидательных способностей;
- приобретение опыта самостоятельной деятельности.
В целевой программе "Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы" одним из основных базовых принципов является уровень и качество образования как фактор благополучия граждан и конкурентно-способности экономики края.
Таким образом, подводя итог теоретическому обоснованию проблемы можно сделать следующие выводы:
- проблема качества образования актуальна, т.к. отвечает потребностям развивающегося общества;
- ни в нормативных документах, ни в литературе по педагогическому менеджменту четко не определены единые подходы критерии качества образования;
- составляющие понятия "качество образования" зависят от модели образовательного учреждения и социального заказа.
Осознание необходимости повышения качества образования педагогами нашей школы можно считать свершившимся фактом. Так, еще в 2002 году была разработана и утверждена "Программа развития школы ("Адаптивная школа") на 5 лет. Разработана "Образовательная программа школы".
В 2004-2005 учебном году разработана "Концепция воспитательной системы школы" и программы:
- "Здоровье"
- "Повышения правовой культуры учащихся"
- "Взаимодействия с семьей"
- "Нравственного воспитания школьников"
- "Повышения качества обучения"
Основная цель образовательной деятельности школы - создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося, развитие познавательных способностей ученика, формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Исходя из поставленной цели, мы определяем качество образования как соответствие результатов поставленной цели и выделяем следующие показатели:
- высокий уровень обученности;
- развитая дифференциация и индивидуализация обучения;
- наличие разнообразных образовательных услуг;
- широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребности всех участников образовательного процесса.
Эти показатели характеризуют образовательный процесс (не результат), то есть условия, которые создаются в школе.
В программе развития школы определен желаемый образ выпускника, т.е. результат деятельности школы. Выпускнику должны быть присущи следующие черты: гуманистическое отношение к окружающему миру, нравственность, высокий культурный уровень, гражданственность, образованность, владение навыками самообразования, креативность, физическое здоровье.
Соответственно показатели (критерии) качества образования в школе мы выбрали следующие:
- уровень знаний, умений, навыков учащихся;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- удовлетворенность детей и родителей образовательным процессом;
- психологическое состояние учащихся школы;
- воспитанность учеников;
- потребность в здоровом образе жизни.
Критерии оценки знаний, умений, навыков школьников разрабатывались на протяжении достаточно длительного времени и известны каждому педагогу. А критерии образованности?! Альберт Эйнштейн сказал: "Образование - это то, что остается, когда забыто выученное". Значит, следует дать ребенку не определенную сумму знаний, а научить его учиться, дать "инструмент" (формы, методы, приемы) постижения нового. И здесь приходят на ум слова Сенеки: "Сильнее всех - владеющий собой". В работах многих известных педагогов, от Яна Амоса Коменского и до наших дней обращается особое внимание на воспитание самостоятельности учащихся (саморегуляции) в процессе обучения. К.Д. Ушинский часто подчеркивал мысль о том, что наставник не учит, а помогает ученику учиться. Психологическая основа самостоятельности учащихся - хорошо сформированная система саморегуляции деятельности. Эффективная деятельность, эффективное использование знаний и умений требуют от человека сформированности психологических механизмов саморегуляции и самоуправления. И здесь играет большую роль социально-психологическая служба школы, деятельность которой направлена на решение следующих задач:
- изучение интеллектуальной и личностной сферы учащихся;
- создание банка диагностических методик, апробация методик;
- формирование банка упражнений на развитие мышления;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении
старшеклассников;
- содействие в организации исследовательской и экспериментальной
деятельности педагогов.
На формирование здорового образа жизни обучающихся направлена физкультурно-оздоровительная деятельность педколлектива. Такие мероприятия как, "Богатырь школы", "Красота, обаяние и физическое совершенство" давно вышли за рамки школы и стали районными. И как результат работы - в 2004-2005 учебном году школа заняла I место в районной спартакиаде школьников.
В рамках небольшой работы невозможно осветить деятельность педколлектива по всем направлениям повышения качества образования учеников школы.
В заключение остановлюсь на управленческом аспекте решения этой проблемы. Основные направления деятельности административного совета школы:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов (35 чел. - 53% имеют I и высшую квалификационную категорию), что выше среднего показателя по району и области.
За три последних года получили в заочной форме высшее образование - 5 человек, продолжают обучение - 4 человека. Нормой является своевременное повышение квалификации каждым педагогом.
- внедрение в практику работы современных педтехнологий:
- развивающего обучения;
- безотметочного обучения;
- тестовые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- технология проектной деятельности и т.д.
- участие школы в региональном эксперименте по обновлению содержания образования (безотметочное обучение);
- разработка концепции преподавания своего предмета педагогами школы;
- активное участие педагогов в районных, областных и Всероссийских конкурсах, конференциях и т.д. Так, материалы из опыта работы по программе Занкова Л.В. Хохловой Г.И. и Колпаковой Н.Ф. опубликованы в российском сборнике "Первые всероссийские Занковские педчтения";
- активное привлечение к работе с детьми родителей, общественности и всех заинтересованных организаций и служб;
- система дополнительного образования в школе и вне ее;
- активизация школьного самоуправления;
- формирование гражданско-правового пространства школы;
- укрепление учебно-материальной базы школы;
- разработка проекта "Повышение качества образования в общеобразовательной школе".
Школа - это такой институт, где любые нововведения не всегда воспринимаются с восторгом. А может в этом и есть сила российского образования, что сумели выстоять во всех ситуациях (распад СССР, переход к рыночной системе отношений и т.д.). Я не могу сегодня сказать, что педагогический коллектив школы достиг высоких результатов по всем направлениям образовательного процесса, но некоторые улучшения есть. (Примечание: показатели за два последних года, т.к. произошло присоединение МОУ СОШ №2 к нашей школе в 2003 году).
|
2003-2004 уч. год |
2004-2005 уч. год |
Успеваемость |
98,6% |
98,8% |
Обучается на "4" и "5" |
34,2% |
36,5% |
Охвачено дополнительным образованием |
54,6% |
61,8% |
Состоят на учете в КДН, ПДН |
68 чел. |
22 чел. |
Призеры районных олимпиад |
29 чел. |
38 чел. |
При аттестации школы в 2005 году экспертами в параллели 8-х классов (наиболее сложный возраст) была проведена анкета "Наличие обратной связи в воспитательном взаимодействии". Выводы:
- 2/3 опрошенных считают, что могут открыто высказывать суждения по какому-либо вопросу, с их мнением считаются;
- члены администрации, классные руководители, педагоги советуются с учащимися при решении важных вопросов;
- дети знают, какие в школе существуют органы ученического самоуправления, некоторые сами активно в них участвуют.
Вывод комиссии: все это свидетельствует о наличии обратной связи в воспитательном взаимодействии, о толерантности субъектов образовательного процесса.
Но жизнь не стоит на месте, и школа должна шагать в ногу со временем!
Литература
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
- Концепция целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы".
- Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы М., 2005 г.
- Симонов В.П. "Педагогический менеджмент". М., 2004 г.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 2003 г.
Автор: Бояршинова Алевтина Николаевна, директор СОШ №1 г. Оханска.
|