Межшкольный методический центр
информационных технологий
г.Оханск


Качество образования: проблемы и решения
(некоторые аспекты)


В настоящее время в педагогической печати активно обсуждается проблема качества образования.

Что же это за термин "качество образования"? В работах по педагогическому менеджменту при рассмотрении управленческого цикла проблема качества образования встает дважды: первый раз - на этапе анализа, при этом результаты аналитической деятельности используются для целеполагания и планирования, и второй раз - на этапе контроля и регулирования, когда определяется соответствие результата целям. Информация, полученная в ходе контроля, становится предметом педагогического анализа, т.е. замыкает управленческий цикл и открывает новый.

В работах по управлению обращает на себя внимание большое количество показателей, использующихся в аналитической деятельности.

В книге П.И. Третьякова (Практика управления современной школой. - М., 2003) приводится таблица сбора информации для проведения анализа итогов учебного года.

Первый блок показателей - итоговая информация о конечных результатах работы школы.

Следующий блок показателей предполагает оценку качества преподавания.

Третий блок показателей включает управленческую деятельность руководителей школы, направленную на совершенствование работы с кадрами и повышение качества преподавания.

На мой взгляд, в книге П.И. Третьякова недостаточно четко даны теоретические обоснования выделенных показателей.

В.А. Симонов (Педагогический менеджмент. - М., 2004) предлагает анализ и оценку проводимого занятия осуществлять с позиций системного подхода, выделив компоненты: цели деятельности, результат, преподаватель, учащиеся, содержание и способы их деятельности. Если посчитать все элементы показателей, которые необходимо выделить, число вырастет до 60. Таким образом, процедура оценки выглядит достаточно громоздко.

Обратимся к нормативным документам. Так, в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" первостепенной является задача достижения нового, современного качества образования. Образовательная школа должна формировать … современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования:

  • развитие личности;
  • формирование познавательных и созидательных способностей;
  • приобретение опыта самостоятельной деятельности.

В целевой программе "Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы" одним из основных базовых принципов является уровень и качество образования как фактор благополучия граждан и конкурентно-способности экономики края.

Таким образом, подводя итог теоретическому обоснованию проблемы можно сделать следующие выводы:

  • проблема качества образования актуальна, т.к. отвечает потребностям развивающегося общества;
  • ни в нормативных документах, ни в литературе по педагогическому менеджменту четко не определены единые подходы критерии качества образования;
  • составляющие понятия "качество образования" зависят от модели образовательного учреждения и социального заказа.

Осознание необходимости повышения качества образования педагогами нашей школы можно считать свершившимся фактом. Так, еще в 2002 году была разработана и утверждена "Программа развития школы ("Адаптивная школа") на 5 лет. Разработана "Образовательная программа школы".

В 2004-2005 учебном году разработана "Концепция воспитательной системы школы" и программы:

  • "Здоровье"
  • "Повышения правовой культуры учащихся"
  • "Взаимодействия с семьей"
  • "Нравственного воспитания школьников"
  • "Повышения качества обучения"

Основная цель образовательной деятельности школы - создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося, развитие познавательных способностей ученика, формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Исходя из поставленной цели, мы определяем качество образования как соответствие результатов поставленной цели и выделяем следующие показатели:

  • высокий уровень обученности;
  • развитая дифференциация и индивидуализация обучения;
  • наличие разнообразных образовательных услуг;
  • широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребности всех участников образовательного процесса.

Эти показатели характеризуют образовательный процесс (не результат), то есть условия, которые создаются в школе.

В программе развития школы определен желаемый образ выпускника, т.е. результат деятельности школы. Выпускнику должны быть присущи следующие черты: гуманистическое отношение к окружающему миру, нравственность, высокий культурный уровень, гражданственность, образованность, владение навыками самообразования, креативность, физическое здоровье.

Соответственно показатели (критерии) качества образования в школе мы выбрали следующие:

  • уровень знаний, умений, навыков учащихся;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;
  • удовлетворенность детей и родителей образовательным процессом;
  • психологическое состояние учащихся школы;
  • воспитанность учеников;
  • потребность в здоровом образе жизни.

Критерии оценки знаний, умений, навыков школьников разрабатывались на протяжении достаточно длительного времени и известны каждому педагогу. А критерии образованности?! Альберт Эйнштейн сказал: "Образование - это то, что остается, когда забыто выученное". Значит, следует дать ребенку не определенную сумму знаний, а научить его учиться, дать "инструмент" (формы, методы, приемы) постижения нового. И здесь приходят на ум слова Сенеки: "Сильнее всех - владеющий собой". В работах многих известных педагогов, от Яна Амоса Коменского и до наших дней обращается особое внимание на воспитание самостоятельности учащихся (саморегуляции) в процессе обучения. К.Д. Ушинский часто подчеркивал мысль о том, что наставник не учит, а помогает ученику учиться. Психологическая основа самостоятельности учащихся - хорошо сформированная система саморегуляции деятельности. Эффективная деятельность, эффективное использование знаний и умений требуют от человека сформированности психологических механизмов саморегуляции и самоуправления. И здесь играет большую роль социально-психологическая служба школы, деятельность которой направлена на решение следующих задач:

  • изучение интеллектуальной и личностной сферы учащихся;
  • создание банка диагностических методик, апробация методик;
  • формирование банка упражнений на развитие мышления;
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников;
  • содействие в организации исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов.

На формирование здорового образа жизни обучающихся направлена физкультурно-оздоровительная деятельность педколлектива. Такие мероприятия как, "Богатырь школы", "Красота, обаяние и физическое совершенство" давно вышли за рамки школы и стали районными. И как результат работы - в 2004-2005 учебном году школа заняла I место в районной спартакиаде школьников.

В рамках небольшой работы невозможно осветить деятельность педколлектива по всем направлениям повышения качества образования учеников школы.

В заключение остановлюсь на управленческом аспекте решения этой проблемы. Основные направления деятельности административного совета школы:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов (35 чел. - 53% имеют I и высшую квалификационную категорию), что выше среднего показателя по району и области. За три последних года получили в заочной форме высшее образование - 5 человек, продолжают обучение - 4 человека. Нормой является своевременное повышение квалификации каждым педагогом.
  • внедрение в практику работы современных педтехнологий:
    • развивающего обучения;
    • безотметочного обучения;
    • тестовые технологии;
    • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
    • технология проектной деятельности и т.д.
  • участие школы в региональном эксперименте по обновлению содержания образования (безотметочное обучение);
  • разработка концепции преподавания своего предмета педагогами школы;
  • активное участие педагогов в районных, областных и Всероссийских конкурсах, конференциях и т.д. Так, материалы из опыта работы по программе Занкова Л.В. Хохловой Г.И. и Колпаковой Н.Ф. опубликованы в российском сборнике "Первые всероссийские Занковские педчтения";
  • активное привлечение к работе с детьми родителей, общественности и всех заинтересованных организаций и служб;
  • система дополнительного образования в школе и вне ее;
  • активизация школьного самоуправления;
  • формирование гражданско-правового пространства школы;
  • укрепление учебно-материальной базы школы;
  • разработка проекта "Повышение качества образования в общеобразовательной школе".

Школа - это такой институт, где любые нововведения не всегда воспринимаются с восторгом. А может в этом и есть сила российского образования, что сумели выстоять во всех ситуациях (распад СССР, переход к рыночной системе отношений и т.д.). Я не могу сегодня сказать, что педагогический коллектив школы достиг высоких результатов по всем направлениям образовательного процесса, но некоторые улучшения есть. (Примечание: показатели за два последних года, т.к. произошло присоединение МОУ СОШ №2 к нашей школе в 2003 году).


2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год
Успеваемость 98,6% 98,8%
Обучается на "4" и "5" 34,2% 36,5%
Охвачено дополнительным образованием 54,6% 61,8%
Состоят на учете в КДН, ПДН 68 чел. 22 чел.
Призеры районных олимпиад 29 чел. 38 чел.

При аттестации школы в 2005 году экспертами в параллели 8-х классов (наиболее сложный возраст) была проведена анкета "Наличие обратной связи в воспитательном взаимодействии". Выводы:

  • 2/3 опрошенных считают, что могут открыто высказывать суждения по какому-либо вопросу, с их мнением считаются;
  • члены администрации, классные руководители, педагоги советуются с учащимися при решении важных вопросов;
  • дети знают, какие в школе существуют органы ученического самоуправления, некоторые сами активно в них участвуют.

Вывод комиссии: все это свидетельствует о наличии обратной связи в воспитательном взаимодействии, о толерантности субъектов образовательного процесса.

Но жизнь не стоит на месте, и школа должна шагать в ногу со временем!

Литература
  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  2. Концепция целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы".
  3. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы М., 2005 г.
  4. Симонов В.П. "Педагогический менеджмент". М., 2004 г.
  5. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 2003 г.

Автор: Бояршинова Алевтина Николаевна, директор СОШ №1 г. Оханска.




Сайт управляется системой uCoz