Межшкольный методический центр
|
||
Проблемный подход к анализу литературного произведения в среднем звенеАвтор: Бушуева Тамара Веденеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Дубровской средней общеобразовательной школы Оханского района Пермского края. Педагогический стаж - 22 года. Контактный адрес образовательного учреждения, на базе
которого создавался опыт: В настоящее время необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю активные формы обучения. Активными являются такие формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. В описании опыта работы я представляю технологию проблемного изучения материала. В контексте проблем начинаем диалог с учащимися. Ученик должен видеть учителя только размышляющим вместе с собой, в речевом содружестве. Ведущим средством считаю работу учащихся в группе. Сельские дети чаще всего бывают замкнутыми, им трудно начать разговор, трудно поддержать его и закончить, трудно высказать свою точку зрения, они стесняются задавать вопросы и т.д. А на уроке на основе анализа произведения создаётся ситуация живой разговорной обстановки и создаётся атмосфера делового сотрудничества. Поэтому на уроке происходит всё, как в настоящей жизни: высказывается точка зрения, есть в группе оппоненты, есть генератор идей, есть учащиеся, поддерживающие выступающего, дополняющие его ответы и т.д. Цели проблемного изучения материала:
Выступающий (докладчик) - это лидер, публично защищающий идею своей группы. Генератор (генераторы) идей - человек, высказывающий идею (предложение), даёт как можно большее число вариантов решения проблемы, которые могут быть самыми неожиданными. Никто друг друга не критикует. Принимаются все решения. Секретарь старается быстро все решения записать, чтобы не забылись в процессе обсуждения. Художник - человек, оформляющий идею в виде рисунка, рассказа, отдельных слов или образов. Хранитель времени - человек, отслеживающий время обсуждения идеи, следит, чтобы обсуждение не вышло за рамки отпущенного времени. Оппонент - человек, оспаривающий идею (предложение) с целью её укрепления, уточняет, задаёт вопросы, дополняет и т.д. При помощи вопросов (может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.п.), учитель подводит детей к определению проблемы. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Но нужно помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с их жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у учащихся слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, они очень быстро находят решение. Совместно группы формулируют проблемный вопрос. Он должен быть только один (например, «Как жить радостно?» (изучая «Очарованный странник» Н.С.Лескова), «Как помочь семье Мерцаловых?» (по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»)). Далее учитель предлагает детям подобрать варианты решения проблемы. Ребята работают в группах. Затем выступающий от группы защищает наработанный материал. Оппоненты задают вопросы. Возражения (если есть) должны быть культурными, грамотными. Таким образом, воспитывается толерантность. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные) учитель структурирует, систематизирует высказывания и записывает на доске все варианты решения. Главная задача на данном этапе для детей - найти способы решения проблемы, прибегая к своему опыту и знаниям. Иногда варианты решения бывают настолько неожиданными и интересными, что учитель даже сам этого не предполагал. Далее выстраивается иерархия вариантов решения, выбирается оптимальный вариант, который включает в себя все варианты, но в иерархической последовательности. И подбирается тезис как итог работы. (Каждой из групп учитель раздаёт заранее отпечатанный лист, где записаны 6 - 8 тезисов.) Тезис - краткое формулирование оптимального варианта (это может быть афоризм, цитата, пословица, поговорка, отрывок из стихотворения, басни и т.д.). Тезис - краткое мудрое изречение - не забудется впоследствии (например, «Относись к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе»). После короткого обсуждения каждая из групп выбирает свой тезис и обосновывает, почему именно этот тезис они подобрали. Таким образом, в процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач - проблем, подобранных в определённой системе. Учитель организует работу так, что дети самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что ещё нужно найти, выявить, обнаружить и т.д. При таком методе работы освоение знаний осуществляется путём совместной коллективной деятельности учителя и всех учащихся. Реализация проблемного обучения заставляет разнообразить формы работы учащихся на уроке. Но для учителя огромная трудность в том, что это требует специальной подготовки к каждому уроку. Проведение уроков проблемного обучения предполагает не только хорошее знание учителем своего предмета, но и глубоких знаний обсуждаемой темы, и умение моделировать беседы: ставить вопросы, организовывать ход дискуссии, подводить её итоги, давать учащимся рекомендации по организации самостоятельной работы и т.д. Кроме того, учитель должен уметь быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы. Проблемное обучение направлено на активизацию мышления учащихся, повышает интерес к усвоению знаний. Каждому ученику создаются благоприятные условия для индивидуального развития в соответствии с его способностями и склонностями. Преимущество такой технологии состоит в том, что на материале художественного произведения дети учатся культуре поведения, культуре речи, культуре ведения диалога, культуре видения проблемы, культуре общения. В детях происходит развитие личностных качеств: инициатива, организаторские навыки, ответственность, поддержка, разные формы обращения друг к другу, развивается творчество, воображение, внимание, смелость, решительность, самостоятельность. Эта технология относится к одной из здоровьесберегающих, так как снимает отрицательные эмоции, психологическое напряжение, у учащихся не происходит усталости, утомляемости. Это подтверждает рефлексия детей. На таких уроках успешно решаются затруднения, встречающиеся в массовой практике. Например, письменные работы учащийся пишет хорошо, а устно отвечать не может. Или ещё противоречие, характерное в жизни: выпускник умный, но не может приспособиться к социуму, потому что не умеет проявить свои знания, так как не развиты важнейшие жизненные компетенции (коммуникативные, речевые, информационные и др). А я даю детям возможность реализоваться. Учитывая требования к современному образованию, стараюсь в своей педагогической деятельности использовать инновационные подходы к организации учебных занятий и внеклассных мероприятий. Поэтому возникла необходимость осмысленного подхода к организации педагогической деятельности - разработке стратегии преподавания литературы (см. приложение № 1), созданииконцепции преподавания литературы (см. приложение № 2) и тезауруса (см. приложение № 3) к ней. Концепция помогает развивать направленность обучения, систематизирует мыслительную деятельность учителя, заставляет задать себе вопросы: что я преподаю? (предмет как мир культуры или как учебную дисциплину?), как я преподаю? (какие педагогические технологии и методические приёмы использую на уроке?), зачем я преподаю? (какие личностные качества я разовью в детях и в каких жизненных ситуациях они смогут использовать полученные на моих уроках знания?). Она даёт собственное видение предмета, помогает отразить рефлексию - ощутить свои сильные и слабые стороны в преподавании предмета. В своей педагогической деятельности использую ИКТ, риторическую технологию Е.А. Юниной, технологию Г.И. Беленького. Применяю интегрирование современных технологий обучения и воспитания. Главная педагогическая идея опыта - создание условий для развития в учащихся качеств, необходимых в жизни. На уроках использую различные формы и методы:
Метод самостоятельной работы (с книгой, сочинение, творческая работа). Метод контроля и самоконтроля (устного и письменного). Предполагаемый результат: вывести в свет личность, умеющую выстраивать свои отношения в реальном социуме. То есть такого человека, который умеет свободно общаться, не замыкается в себе, умеет обосновывать свою точку зрения, вычленять главное и второстепенное, умеет логически мыслить, владеет хорошей, грамотной (логичной, краткой, уместной, выразительной, точной) речью, умеет контролировать свои эмоции и адекватно выражать свои чувства, умеет признать свои ошибки и исправиться. То есть такой выпускник, который сумеет найти своё место в жизни. Реальный результат: ученик не боится вопросов учителя, грамотно выстраивает своё предложение, сам умеет формулировать хороший вопрос. Результативность опыта моей работы отразилась в следующем:
Данный опыт, считаю, может быть применён в условиях современной школы. Приложения к опыту:
Скачать эти приложения (Размер архива - 32,2 Кб) |